Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Вокально-инструментальный миф

Автор Rider, 13 сентября 2007, 13:15:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Rider

Любопытные рассуждения Сергея Жарикова, известного публициста, музыканта и композитора:
http://www.specialradio.ru/i/dk/art.shtml

"ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МИФ"

Нет, никто не пытается сравнивать эстрадный жанр с контркультурой, хотя бы по причине очевидной несоизмеримости вещей, однако разговоры о "старой Доброй" музыке снова обрели под собой новую почву, тем более, что "Их Радио", возвестив о новой волне ВИА, продолжает именовать свою развлекательную продукцию "нашим роком". Чтобы прояснить ситуацию и не путаться в очевидном, вернемся к истокам...
В конце 60-х ВИА как эстрадный жанр ворвался к нам с пьезоголовок "Ригонд" пластинкой "Поющих Гитар". На их припев "Дай-дай-дай" из "Песенки велосипедистов" моя бабушка, помнится, всякий раз подпевала: "На-на-на!!!" Любопытно, что более ранняя евразийская продукция ВИА "Гая" или "Орера" не имела того резонанса, что получила откровенная копия с европейского оригинала ("Песенка велосипедистов" - это перепев известного хита английской группы The Tremeloes - Прим. Ред.). Но это не удивительно, поскольку экзотика из союзных республик не могла даже частично заморить русского голода, ибо тот "русский народный" кич, что по сей день выдают на-гора средства массовой информации, специалисты уже давно считают тюркско-угорским по происхождению. Смешно говорить, но почти вся музыкальная продукция тех времен должна была по необходимости иметь "национальные особенности в интернациональном контексте", что в переводе означает "не по-русски и не по-английски, а лучше вовсе без слов." В те годы все ВИА назывались "битлами" – польские битлы, венгерские битлы, немецкие... Самыми популярными у нас битлами был молдавский «Норк», под причмокивающий рефрен которого «чава-чава!» - хорошо шел портвейн с плавленым сырком "Дружба", который в свою очередь был назван в честь ленинградского ансамбля "Дружба", в котором пела Пьеха и на базе которого были организованы "Поющие Гитары", названные так в честь "Червоных гитар" - модных тогда польских битлов. За поющими сразу же пошли веселые и голубые "гитары", "сердца", "ребята".

Параллельно первым ВИА в столицах зарождалось рок-движение, но явно по образцу первых джаз-клубов: это был культ англоязычных стандартов, и чем стандартней стандарт - тем "круче". Как правило, рок-музыканты на жизнь зарабатывали в русскоязычных ВИА, а для души оттягивались на англоязычных "сейшенах". Поэтому ВИА тех времен можно смело назвать первыми русскими рок-группами, как в кривом зеркале, конечно же, отражающими общее настроение тотальной битломании. Но это в такой же степени русский рок, в какой снятая с "Freischutz" Вебера опера Мусоргского "Борис Годунов" - русская опера. И тем не менее... Кстати говоря, темы "про любовь" тогда не были эстрадными стандартами, как сейчас. Это была почти подпольная пропаганда "all you need is love", вопреки почти навязываемым тогда "гражданственности" и "патриотизму".

В качестве отступления хочу обнародовать малоизвестную деталь того времени. Выпускники музыкальных училищ презрительно называли игравших в ВИА музыкантов "голубятниками" (дескать, голубей им на крыше гонять, а не музыкой заниматься). Музучилиша гитаристов тогда не выпускали, считая этот инструмент чисто "дворовым", а самым престижным делом было тогда умение играть на саксофоне. Тогда же все филармонические ВИА набирались по одному и тому же принципу: обязательная духовая секция из серых "профессионалов", закончивших училище, плюс ритм-секция из самодеятельности. Последние в свою очередь считали духовиков халявщиками и любую музыку, где в качестве контрапункта использовался дуэт из трубы с саксофоном или пу-ше - с тромбоном, а не вторая соло-гитара, презрительно называли "харч-роком". Однако наиболее удачным получался состав, когда самодеятельного бас-гитариста заменял опытный профессиональный лабух из какого-нибудь кабака, вот тогда и рождался тот самый эклектичный и одновременно своеобразный саунд советского ВИА, который всем так хорошо известен сегодня по ностальгическим релизам. Да, чуть не забыл: руководитель ансамбля, как правило, сидел за роялем и просто играл на клавишах партию баса - больше для понта, чем для звука, иногда, правда, чуть-чуть солируя булькающим тремоло. Для баб.

В музыкальном отношении ранний русский рок помимо обязательной битловской компоненты имел и национальную состав ляющую, которая как-то странно оказалась схожа с сентиментальными темами современных мексиканских сериалов с и неустойчивостью риторической фразы и обилием минорных субдоминант. Это ущербный и неблагородный стиль вконец опущенного индивидуума по типу: "а я войти в твой двор боюсь - а вдруг с тобой и с ним столкнусь?" Или еще, тоже подростковое: "Если пристально ты б взглянула, и улыбка б на миг мелькнула - но в глазах твоих лед стужа, и тебе я совсем не нужен..." Но с другой стороны, это был основной лейтмотив так называемой подростковой, "подъездной" городской контркультуры. Налицо, так сказать, абсолютная гомогенность среды и материала и, как следствие, миллионные тиражи сравнительно небольшого репертуара.

Однако не все коту масленица. Последним днем золотой эпохи ВИА можно считать день, когда на радиостанции "Юность" некий Юра Маликов объявил об образовании нового ВИА и предложил слушателям придумать ему название. Дело в том, что молодежь на танцах свой, дворовый, репертуар явно предпочитала так называемым песням советских композиторов. У меня до сих пор где-то хранится "программа-рапортичка" тех лет, репертуарная анкета, где я наши песни подписывал "девичьей" фамилией бас-гитариста Крустера (ныне звукорежиссер в "Р-клубе"- Прим. Ред.), чтобы (если что!) все думали, что это песни не нашего Лебедева, а того Самого Лебедева-Кумача... Сегодня в это трудно поверить, но исполнять тогда свои песни, не будучи членом Союза композиторов, было строго запрещено. И музыканты в итоге просто подмигивали внимательно публике "Алешкиной любовью" (кавер-вер-сия "Girl"), "Барыней" ("Шизгара"), "Нет тебя прекрасней" (ария Марии-Магдалины из рок-оперы), или в качестве инструментального проигрыша откровенно цитировали всем (кроме чиновников) известные знаковые европейские темы. Таким образом, ВИА отца Димы Маликова, чуть позже получивший название "Самоцветы", стал ансамблем совершенно иного типа, его репертуар состоял исключительно из творений членов Союза композиторов и был как бы помечен свастикой из четырех "Ф": Фрадкин-Френ-кель-Фельцман-Флярковский - по аналогии с немецкой свастикой из четырех "Г": Гитлер-Гиммлер-Геббельс-Геринг (шутка того времени). А наиболее продвинутая часть публики уже догадывалась, что "партия и правительство" порешили весь этот неудобный русский рок "увезти в тундру", как в той песне поется, и заморозить его навсегда "в седых снегах". С того дня русский рок вернулся обратно в подворотни и стал чисто контркультурным явлением.

Россия - самая что ни на есть контркультурная страна в силу неопределенности понятия интеллектуальной собственности. А пиратский дух имеет и свои плюсы, и свои минусы. Именно в России даже самый удачный артефакт совершенно необязательно превратится в коммерческий проект, и длиться это может бесконечно долго, подпитывая и усиливая, таким образом, мощь и влияние той или иной субкультуры. И наоборот, эта ТОРЖЕСТВЕННАЯ нереализованность порождает целое суггестивное поле заимствований, степень инвариантностей которого настолько велика, что под его давлением бессмысленными становятся любые запреты, даже исходящие из самых что ни на есть добрых намерений. РОССИЙСКИЙ ТЕКСТ ВСЕГДА ВТОРИЧЕН, ЗАТО КАК НЕЛЬЗЯ ОРИГИНАЛЕН РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ.

Можно считать это курьезом, но именно недальновидная политика тогдашних комсомольцев, решивших вскормить отечественных битлов, которые будут звать советскую молодежь на БАМ, а не воспевать чуждые народу ценности западной свободы, и привело к появлению уже чисто подпольного и русскоязычного рока в лице тех же "Машины Времени" и "Воскресенья". Именно тогда, кстати, вменялось в обязанность руководителю ВИА включать в состав ансамбля как минимум одну девушку с целью создания на сцене, так сказать, более "молодежной" картинки. Любопытно, что именно с "Самоцветов" пошла эта халтурная манера петь в унисон, хотя "досамоцветовские" ВИА отличались прекрасным многоголосьем.

В середине 70-х ВИА стали делиться на идейные и музыкальные. Первые явно начали вытеснять из радиоэфира вторых. Программа "Лейся, песня" все той же "Юности" стала даже разъяснять, почему все это происходит. На "Маяке" была закрыта пропагандирующая вторых программа "Запишите на ваш магнитофон". Музыканты стали кочевать из состава в состав: идеология стала щедро финансироваться. Многие эмигрировали. Финансовые вливания в правильную музыку привели к тому, что составы ВИА настолько разбухли, что не каждая сцена могла вместить дюжину этих "кузнечиков", похожих друг на друга как две капли воды. В конце концов это стало отличительной чертой жанра: толпа на сцене - ВИА, три - четыре человека - рок-группа; единый стиль одежды музыкантов - ВИА, индивидуальный стиль -рок-группа; ударная установка в глубине сцены - ВИА, на авансцене - рок-группа; колонки по флангам - ВИА, рядом с музыкантами - рок-группа; короткие прически -ВИА, длинные хаера - рок-группа... Короче, не было ничего проще, чем провести несколько мелких 'перестановок, чтобы дискредитировавший себя жанр превратился в модное словосочетание, а филармонии обзавелись собственными "рок-группами". И только чиновник не чувствовал подмены: из элементарного чувства протеста рок-группы полезли в политику ("Телевизор", "ДК", "Бэд Бойз")...

Итак, мы видим, что желание порулить живым организмом не привело ни к исчезновению жанра, ни к уничтожению рок-культуры. Как раз наоборот: идентификация стала более жесткой, более сложной, а атмосфера еще менее толерантной. И все это осталось бы историей, если бы не очередные попытки наступить на старые грабли.

Вы будете смеяться, но попытки порулить в этой области продолжаются и по сей день. И сквозь коммерческую пелену они все равно проявляются, например, в совершенно фантастической раскрутке бесперспективных и бесконечно провинциальных проектов, в очевидной терпимости системы к маргинализующей публику "кислоте" и якобы хулиганствующему хип-хопу, а главное - во введении на радиостанциях так называемого "формата" с целью навязать публике все тех же, но уже иных времен "самоцветов" с их предсказуемым убожеством и ущербной стереотипностью гастарбайтеров. И подобно тому, как под всеобщий смех все бывшие ВИА к началу 80-х вдруг стали рок-группами, нынешние эстрадники вряд ли своим дешевым маскарадом введут в заблуждение тех, кто считает прослушивание FМ-радио абсолютно бессмысленным времяпрепровождением. И дело даже не в том, что ВИА сегодняшних дней не поют песен советских композиторов, просто РМ-диапазон продолжает подпитывать вокально-инструментальный миф, создавая оппозицию тотальному информационному насилию. Но на самом деле этот миф не соответсвует действительности, просто раньше контркультурный драйв прятался под маской филармонического ВИА, а сегодня анемичные лабухи своей абсолютно бездарной "рок-музыкой" как нельзя удачно оттеняют весь этот совсем еще недавний пламенно-самоцветский позор из "лебединых стай", "нежностей", "железных дорог" и прочего вздора по типу "голубая родина-Россия, голубые стаи голубей..." Да и сам этот популярный в последнее время угол зрения на современный якобы "рок" сквозь песнярские усы кончиками вниз говорит лишь о том творческом тупике, в который загнала русский рок левая идеологическая парадигма.

Даже таракан побежит вправо, если слева наткнется на стенку, а наши музыканты подобно желудку коровы в очередной раз переваривают изрыгнутое и готовы продолжать в том же духе. "Вы слишком чисто играете, - сказал Хорнокурт одному известному музыканту, - я совсем не слышу музыки!" Вот почему старые добротные ВИА сегодня стали в оппозицию всей этой монотонной пошлости. Просто памятник, кажется качнулся в обратную сторону.
Кто там шагает левой?
Правой!

Как дорог край березовый, в малиновой заре!!!!
(с) АнсамБЛЬ "Верасы"

Анатолий Вейценфельд

#1
набор бойких глупостей. Ахинея почти на каждой строчке. Это ж еще надо так постараться!
Поскольку тут некоторые не любят подробного разбора глупостей, не буду его делать.

Но вот мимо "тюркско-угорского" пройти сложно. От такого сочетания все этнографы, антропологи и историки инфаркт могут получить.  :lol:
Да, показал Жариков свой уровень...  :crazy:


Если уж обращаться к истории ВИА, то к мнению признанных мастеров.

http://rus.625-net.ru/audioproducer/2006/06/zapis.htm
Если б судьбу знали заранее...

Arkady

Притом ахинея вперемешку с инородными словами. Язык же можно сломать, читая все это.  :crazy:

Анатолий Вейценфельд

Хотя и обещал не разбирать глупостей, но мимо этого тоже пройти не смог

снятая с "Freischutz" Вебера опера Мусоргского "Борис Годунов" - русская опера

Ну что общего между "Вольным стрелком" и "Борисом Годуновым"?! Сколько нужно выжрать анаши, чтобы такое ляпнуть? Он ведь даже не о схожести говорит, а о "снятии" т.е. подражании или даже плагиате.
Если бы он "Вольного стрелка" сравнил с "Иваном Сусаниным", ну еще можно было бы очень сильно напрягшись, кое с чем согласиться с большим натягом. Но "Годунов"?!

Шыряца меньше надо!  :trup: :bzik: :rotate:
Если б судьбу знали заранее...

Сергей Демидов

По-моему этот Жариков поросто ничего не понимает в музыке. Да и вообще в искусстве. В общем, цитируя А. Градского - журналюга.
Ребята, давайте жить дружно!

Анатолий Вейценфельд

#5
Сереж, он не журналист и даже не журналюга, он лидер панк-группы.  :ogo: Ему только о операх и ВИА рассуждать.
И кстати, эта его "статейка" лежит на том сайте лет 5.

У нас сегодня, видимо, "День старьевщика"  :)
Если б судьбу знали заранее...

Rider

В принципе, вы правы, текст весьма предвзятый....

Но под «чаву-чаву!» - действительно хорошо портвейн с сырком  "Дружба" шел. 

А ДК, его группа, имела к панку весьма приблизительное отношение. Такое же как Полис. Это был соц-арт чистейшей воды, замешанный на пародии и физиологическому неприятию системы, их же пародившей
Как дорог край березовый, в малиновой заре!!!!
(с) АнсамБЛЬ "Верасы"

Анатолий Вейценфельд

Для меня соц-арт - это картины Комара и Меламеда.
Но это очень талантливые люди, и их пародии на соцреализм и сейчас смешны.
А все эти ДК, Телевизоры, Аукционы, Центры и пр. прежде всего неталантливы и непрофессиональны.
Эпатаж и кривлянье как форма "социального протеста"? Да той системе именно такой протест против нее и нужен был. Она талантов боялась, они были опасны.
Поэтому Комар и Меламед оказались в эмиграции, а этих никто не трогал, как неуловимых Джо.
Если б судьбу знали заранее...

Rider

Да полно вам, Анатолий...
Помоему кто-кто, а ДК не были обделены вниманием ни ГБ, ни других органов, с 1985 года не одного концерта им провести неудалось. У них в составе четверо человек скончались, пианист, саксофонист, вокалиста убили.Кто бы им эмигрировать позволил?
А их пародии были ни хуже, ни лучше остальных.

Неталантливы и непрофессиональны были Гребенщиковы и Цои, которых опекали комсомольские деятели-демагоги вроде Артемия Троицкого. Вот эти были системе нужны гораздо более с невнятными наигрышами в стиле новой волны и саунда конца США 1960-х  и не менее невнятными намеками в текстах, как у писателей-деревенщиков.
Не говоря уже о советских битлз-роллингстоунз во главе с Макаревичем.
Как дорог край березовый, в малиновой заре!!!!
(с) АнсамБЛЬ "Верасы"

Анатолий Вейценфельд

Цитата: Rider от 13 сентября 2007, 23:00:14
У них в составе четверо человек скончались, пианист, саксофонист, вокалиста убили.Кто бы им эмигрировать позволил?

А у песняров сколько скончалось? И даже убитый есть. Но причем тут ГБ?
Для того чтобы тобой ГБ занялось, надо быть гораздо более значимой фигурой, как Синявский и Даниэль, Солженицын, Аксенов, Войнович... А малоизвестной группе ДК максимум "репрессий" - от райкома комсомола.  :)

ЦитироватьНеталантливы и непрофессиональны были Гребенщиковы и Цои

Согласен, но это, так сказать, "лидеры списка", а названные мною "телевизоры-аукцыоны" и пр. - так сказать, второй ряд.
Но в целом это все одна тусовка. Представители жанра, в проф кругах называемого "говнорок,  :) причем последние годы это уже как бы и не оскорбление, а почти дефиниция. Ну типа жанр такой есть, вполне легитимный.
В конце концов, punk  же переводится как "подонок", и ничего.

Насчет Макаревича - вопрос гораздо сложнее.
Это наш Боб Дилан - но конечно, не Леннон! Он действительно талантливый поэт, только бард, а не рокер. Он любит рок, он кое-что умеет из рока,  но в глубине души бард. Для него музыка - это "несущая" (carrier, как в радиовещании) для стихов.
Хотя последние годы он сильно изменился в сторону усложнения музыкального языка. Возможно под влиянием работы с настоящими профессиональными джазовыми музыкантами из его "Оркестра креольского танго". (Он, кстати, очень неплохо знает и джаз, поверьте мне!) Его последний с  ними альбом превосходен - отличная музыка, аранжировка, тексты, саунд...
Вот бы еще пел кто-нибудь другой - совсем было бы хорошо.  :D

Если б судьбу знали заранее...

Rider

Возможно.
В конце-концов, музыкальную историю в России последних 6-7 десятков лет (и у нас тоже в большей степени), всегда определяли не музыканты-композиторы, а поэты и барды.
Как дорог край березовый, в малиновой заре!!!!
(с) АнсамБЛЬ "Верасы"

Анатолий Вейценфельд

Ну это слишком глобальное заявление!
Или у нас несколько параллельных музыкальных историй.  :)

В "последние 6-7 десятков лет"  у нас были такие композиторы, как Прокофьев и Шостакович, Хачатурян и Свиридов, Шнитке и Щедрин и др.
А в песне и массовых жанрах были Богословский и Хренников, Фельцман и Соловьев-Седой, Таривердиев и Френкель и многие другие. Их совокупный вклад в отечественную культуру уж подавно перевешивает любых бардов.  :)
Хотя низовая культура тоже существовала и выдвигала своих лидеров. Но это скорее субкультура, своя для каждого социального слоя.   

Если б судьбу знали заранее...

Eugene MAGALIF

Цитата: Rider от 14 сентября 2007, 16:05:15
В конце-концов, музыкальную историю в России последних 6-7 десятков лет (и у нас тоже в большей степени), всегда определяли не музыканты-композиторы, а поэты и барды.
Эк Вы, батенька, загнули-завернули! Как вообще такое могло придти на ум? Может ещё и рэперов приплетёте сюда же? У них, как и у поэтов и бардов, ооочень развитая музыкальная фантазия. Давайте и т.н. шансон на этот же воз водрузим. Хай они рулят и определяют музыкальную историю.
Ну никак не могут п о э т ы   и   б а р д ы  определять музыкальную историю. Никакая "виноградная косточка" или "Александра, Александра" (а это ведь из лучших образцов, да?) никоим образом не могут определять музыкальную историю страны. Ну типичная костровая музыка КСМ или то, что играли ребята из четвёртого подъезда ("Тише люди, ради бога, тише! Голуби целуются на крыше!"). Очень редко любители и полупрофессиональные авторы создавали что-то обоюдозначимое, равноценное (в смысле и стихов и музыки). Так что оставим определять музыкальную историю профессионалам. Они больше всё же хорошей музыки пишут, чем поэты и барды.


Сергей Демидов

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 14 сентября 2007, 18:34:10
А в песне и массовых жанрах были Богословский и Хренников, Фельцман и Соловьев-Седой, Таривердиев и Френкель и многие другие.

Толя, а Исаака Дунаевского забыл? Всетаки один из величайших мелодистов XX века!
Ребята, давайте жить дружно!

Анатолий Вейценфельд

Сереж, я вовсе на ставил перед собой задачу перечислить всех и не забыть никого   :lol:
И потом Дунаевский для меня несколько выпадает из того ряда песенников, который я дал. Он где-то между первым и вторым рядами находится.
И к тому же Дунаевский умер больше 50 лет назад. Конечно в "6-7 десятков" это формально вписывается  :)
Но его лучшие произведения относятся в основном к довоенному времени. После войны уже, как шутили в муз. кругах, "иссяк осипович" - хороши только "Журчат ручьи" из "Весны", а остальное - громогласные агитки. А попытка по понятным причинам (время наступило такое) писать, насилуя себя, в "народном ключе", всякие "Ой, цветет калина" - ну не его это стиль!
Мелодист - да, отличный!
Но что интересно - Георгий Гаранян сказал мне как-то, что на темы Дунаевского очень трудно импровизировать. Классики американской песни и мюзикла: Джордж Гершвин, Кол Портер, Ричард Роджерс, Джером Керн, Гарольд Арлен и др. - пожалуйста, на их темы джазмену импровизировать легко.
А на темы Дунаевского - тяжело, "не катит"...
Тут есть над чем задуматься - почему так?
Если б судьбу знали заранее...