Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

В ДОМЕ С РЕЗНЫМ ПАЛИСАДОМ СЕГОДНЯ РАЗМЕЩАЕТСЯ... ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА 27.6.0

Автор Олег Верещагин, 01 июля 2006, 13:42:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Статья

       Давненько мы не слышали "Песняров". Вот уж действительно живая классика песни. Уникальный вокал, самобытность музыкального материала, с которыми в начале семидесятых "Песняры" пришли на эстраду, сделали их потрясающе популярными. Скучный для многих музыкальный фольклор они обновили, народная белорусская песня стала интернациональной.
        Концертный тур, посвященный 30-летию "Песняров", прошел по десяти городам Украины. Залы, где они выступали, были полны, концерт на стадионе Бердянска собрал шесть тысяч зрителей. Новые "Песняры" по-старому превосходны -- чистота голосов, профессионализм исполнения, редкая ныне осмысленность текстов. Другой "советской" фолк-группы такого же уровня, по-моему, нет.
        Владимир Мулявин: "Совместный концерт с "Битлами" не состоялся"
        Колоритная внешность руководителя "Песняров" Мулявина, -- этакий "бяларусский" дядька с усищами, добавляла популярности музыкантам. Помнится, была даже мода на висящие "песнярские" усы. Когда в 1974 году я был в Минске на практике, мне как достопримечательность показывали дом, в котором жил Владимир Мулявин.
        -- А как сейчас, Владимир Георгиевич? Девочки-поклонницы в прикольных женских футболках еще стоят под балконом?
        -- Такого не было никогда. Я был женат, так что не давал повода. Ребята дежурили постоянно: красивые, молодые. Мне в глаза всякое говорили...
        -- Выходит, прошло время "Песняров"?
        -- Творчески, я считаю, нет. Успеть бы все сделать, что я задумал. Девочки -- это другой вопрос, меня он никогда не волновал.
        -- Где сейчас главные ветераны -- Кашепаров, Борткевич? Чем заняты обновленные "Песняры"?
        -- Наверное, нам посчастливилось, что в 1971 году судьба нас свела. Толя Кашепаров пел в ресторане, Леня Борткевич -- в самодеятельности, у него была другая профессия. И вот это слияние голосов дало нам то, что можно считать классическим звучанием. Когда Леня, другие ушли, пришлось искать похожие голоса, делать программу под новых солистов. У нас и сегодня то же звучание, разделение на шесть, семь голосов. Даже восьмиголосье -- в любое время. Работаю с молодежью, в основном, в студии. Ищу стихи, которые мне нравятся. На протяжении многих лет я один писал все, от каждой нотки до аранжировки. Мной написано 12 программ. Потом взял людей. Они уходили и приходили, учились, как делать для "Песняров". Проблемы с творчеством есть и были. А ветераны разъехались. Борткевич и Кашепаров живут в Америке, некоторые в Германии и Израиле. На юбилейный концерт в Минске должны собраться, хочу сделать программу только из своих вещей.
        -- А почему вы не уехали? Не было предложений?
        -- Уехать всем коллективом нам предлагали, начиная с 75-го. Мы тогда были очень популярны и в Америке, и в Европе. У меня никогда не было такого желания. Я больше десяти дней не мог находиться за границей, тянуло домой, к семье. Там совсем другая жизнь, и приспособиться к ней я не смог. Знаю прекрасного поэта, который прожил там три года и не написал ни строчки. Со мной такое же могло быть. Хотя, может, пошла бы другая музыка. Сейчас поздно об этом говорить.
        -- Скучаете по прежним временам?
        -- Абсолютно не скучаю. Я даже не слушаю старые свои записи, живу только новым материалом. Происходящим на российской эстраде мало интересуюсь. Для меня это шаг назад, все это я слышал 20 лет назад.
        -- Правда ли, что "Песняров" приглашали к сотрудничеству легендарные "Битлы"?
        -- О сотрудничестве речи не было, и вряд ли бы оно получилось. Джон Леннон просто сказал: "Песняры" -- это лучшее, что я слышал вообще". В 1976 году, кажется, нам предложили принять участие в совместном концерте на Дворцовой площади в Ленинграде. Были приглашены "Битлы", Сантана, Пугачева, Паулс, еще несколько групп. Мы стали готовить программу, но неожиданно все приостановилось, кто-то сверху наложил запрет.
        -- Бывали случаи, когда "Песнярам" запрещали что-то по идеологическим соображениям?
        -- Не помню, вернее, не хочу помнить. Если что-то и было, то мы умели обходить все рифы, обкатывали в других местах, не в Минске. Как-то у нас не приняли программу на стихи Бернса. Аргументация была глупейшая: "Это залитованный поэт". То есть иностранный, не разрешенный. Хотя все стихи были в переводе Маршака.
        -- А указания сверху были? Мол, не так поете народные песни, искажаете традиции...
        -- Указаний не было, были споры между коллегами. Хотя фольклористы -- академики, профессура -- предъявляли претензии: поем не так, как песня чувствуется по духу, характеру. Были, конечно, у нас ошибки, по молодости. Поэтому я первым, наверное, стал ездить в фольклорные экспедиции. И это помогло. Когда читаешь материал в сборнике песен -- это одно. А я видел глаза исполнителя, слышал, как надо петь. Руководству республики нравилось, что белорусский язык зазвучал на всю страну.
        -- Как сегодня в Белоруссии с шоу-бизнесом?
        -- Он в зачаточном состоянии. У нас, в основном, прокатные организации. Прокатываются московские или российские группы. На этом делаются деньги, и все. А чтобы вложить деньги в свой проект -- этого нет. Хотя был проект: тринадцать белорусских рок-групп записали по одной песне из нашего репертуара, я дал "добро". К сожалению, уровень оказался очень слабый.
        Леонид Борткевич: "Джордж Харрисон хочет пригласить "Песняров" в свой проект "Прощай, XX век"
        Леонид Борткевич был одним из лучших солистов, как теперь говорят, звездой. Он женился на знаменитой в семидесятые годы гимнастке, олимпийской чемпионке Ольге Корбут. Для участия в украинском туре приехал из Америки по приглашению Мулявина. Постаревший Борткевич по-прежнему красив и подтянут -- влияние хорошей пищи и жены-спортсменки.
        -- Не разочарованы выступлениями, Леонид Леонидович?
        -- Наоборот. Я счастлив, очень счастлив.
        -- Как же вы в Америке оказались?
        -- Так сложились семейные обстоятельства. Когда взорвался Чернобыль, у нас заболел сын, мы очень за него испугались. В одной из поездок оставили его в Нью-Йорке на полгода у знакомых, сами оставаться не собирались. Потом были звонки и плачи. И тут появился менеджер, предложивший Оле работать в Атланте в гимнастическом зале. И как-то незаметно -- никаких бытовых проблем, все красиво -- мы и остались. Я рад, что опять оказался в Белоруссии. Для меня огромное счастье, что Мулявин пригласил меня, я его очень люблю как человека.
        -- Чем вы и Ольга занимаетесь за границей?
        -- Ольга занимается гимнастикой. Она очень большой человек, член всех федераций гимнастики. Часто бывает в Англии, тренирует женскую сборную. Для меня основное, конечно, бизнес. Музыкой занимаюсь для себя, иногда приглашают выступить наши белорусы. Бываю в гостях у Элтона Джона, Эрика Клептона. Был недаавно на Гавайях у Харрисона, он хочет пригласить нас в проект "Прощай, XX век".
        -- Многих у нас тревожит засилье американской культуры -- в кино, в музыке... Кто, по-вашему, виновник этой экспансии?
        -- Я не защищаю американцев, но никакой американской экспансии нет. Я видел здесь только дешевые фильмы среднего пошиба. Настоящие американские фильмы, классические, здесь не идут. Все говорят: "Вот, они нам навязывают". Это не так. Есть повышенный интерес к ним со стороны бывшего Советского Союза. Так что нужно говорить скорей о нашей экспансии.
        Каждое выступление "Песняров" в этом туре превращалось во встречу любимых друзей. Когда звучал, например, "Березовый сок", зал взрывался аплодисментами, и лицо Борткевича светилось от счастья. Жаль, не было Анатолия Кашепарова, первого исполнителя "Вологды". Новый молодой исполнитель поет ее хорошо, но все же...
        Кстати сказать, выступая недавно в Вологде, музыканты узнали, что "в доме номер один, где резной палисад", о котором поется в песне, сейчас размещается венерологическая больница.

"Facty i kommentarii". 27-Июнь-2000. Культура