Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Умножение делением - Огонёк, № 26 (5104) от 09.11.2009

Автор Анатолий Вейценфельд, 10 ноября 2009, 03:56:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Анатолий Вейценфельд

Автор - известный телевизионный журналист

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1265390&NodesID=8

Нынешней осенью знаменитый музыкальный коллектив "Песняры" отпраздновал 40-летие. Грандиозных торжеств, правда, не затевали. Трудно найти сцену, на которую бы вышли все гастролирующие сейчас "Песняры"

Павел Шеремет


Белорусские "Песняры", как белорусские партизаны,— они повсюду. На прошлой неделе в разных городах России одновременно гастролировали пять различных коллективов. Непросто разобраться, кто есть кто, еще сложнее собрать их вместе для общего дела.

В Белоруссии юбилей ансамбля не праздновали из-за указа президента, по крайней мере, так объясняют ситуацию продюсеры. Государственным учреждениям разрешено "гулять" исключительно по поводу 10, 25 и 50 лет существования. Президент издал этот указ в начале 2009 года как антикризисную меру. Белорусский государственный ансамбль "Песняры" — как раз государственное учреждение, поэтому в Минске 40-летие ансамбля не отмечали. Но "Песняры" — не министерство коммунального хозяйства, ссылки на президента похожи на отговорки. Раз нельзя в Минске, можно отметить юбилей в Москве — поклонников здесь хватает.

"Это не наше сорокалетие, это сорокалетие бренда, названия, ребят, которых уже нет",— считает Владислав Мисевич, один из двух живых участников самого первого состава "Песняров". Сейчас он занимается "Белорусскими песнярами" — самым крупным и звездным осколком знаменитого коллектива. Они провели свой концерт в Минске с названием "Юбилейный". Но отмечали маленький, 10-летний, юбилей нового коллектива, никак не связанного с "Песнярами" официальными.

У худрука государственного ансамбля "Песняры" Вячеслава Шарапова есть свое, мистическое, объяснение, почему не удается договориться разным поколениям музыкантов: "Это дело проклято кем-то когда-то очень серьезно. Как только мы начинаем привлекать людей из тех времен, у нас тут же что-то рушится. Мы хотели бы с ними поработать, чтобы получить какую-то эстафету, но не получается".

Совладелец патента на использования названия "Песняры" на территории России Дмитрий Кирьянов уверен, что никогда и не договорятся: "Я пытался пять лет как сторонний человек свести всех вместе, но не получилось. Когда в Кремлевском дворце пообещали два больших концерта два дня подряд, но при условии, что все объединятся и выступят общим составом "Песняров" на одной сцене, то личные разногласия между музыкантами не позволили реализовать этот проект".

Внимательные фанаты ансамбля скрупулезно подсчитали, что за 40 лет состав "Песняров" менялся 40 раз, хотя первые 20 лет костяк коллектива оставался неизменным. Более 30 лет создателем и художественным руководителем ансамбля "Песняры" был известный артист и композитор Владимир Мулявин. Он придумал ВИА "Лявоны", которые впоследствии стали "Песнярами", и долго был вдохновителем и автором удивительной музыкальной истории группы. Пик популярности — 1970-е годы, "Песняры" гастролируют не только по всему Союзу, но дают концерты во Франции и США, что по тем временам считалось невероятным успехом. "Беловежская пуща", "Александрина", "Вологда", "Косил Ясь конюшину" давно признаны лучшими хитами советской эстрады XX века.

Во многом из-за Мулявина продолжение истории оказалось не таким радостным. Он не справился с типичным для многих музыкантов пороком — пьянством, и коллектив в 1980-е годы стало лихорадить. Все чаще между музыкантами возникали конфликты из-за денег за концерты и вмешательства жены Мулявина в жизнь ансамбля. "Перестройка породила миллион конкурентов, мы старели и не могли собирать по два-три концерта в день и огромные залы. Государство требовало проводить не менее семи-восьми концертов в месяц, чтобы оправдать зарплату, а больше мы уже и собрать не могли",— вспоминает Мисевич. Добил "Песняров" распад Советского Союза, вместе со страной развалилась и популярная группа: часть музыкантов разъехалась по миру, кто-то подался в бизнес. Владимир Мулявин надеялся найти помощь у государства и превратил ансамбль в государственное учреждение под эгидой Министерства культуры.

Так ансамбль и просуществовал до 1990-х. Однако ностальгия по советским временам, подогреваемая политиками, вызвала в обществе всплеск интереса к старой советской музыке. Стали возрождаться и гастролировать коллективы, казалось бы, давно канувшие в Лету. Попытались собраться и "Песняры": Владислав Мисевич, Валерий Дайнеко, Игорь Пеня. Только ситуация была странной: Владимир Мулявин оставался художественным руководителем группы, но фактически ничего не решал и ничего не делал. "Как музыкант он не терялся и был по-прежнему на высоте. Три дня не попьет и ходит красавцем во всем своем величии, но эти три дня случались нечасто. Мы ждали, когда он приведет себя в форму, честно отдавая ему треть заработанных средств. Но он, видимо, из-за обид решил иначе",— поясняет Мисевич.

В судьбу коллектива вмешался президент Лукашенко, и Мулявину дали карт-бланш. Он первым делом выгнал своих старых музыкантов. Но "старики" не растерялись, в полном составе уехали в Россию и зарегистрировали здесь новый коллектив под названием "Белорусские песняры". "Взяли кредиты, сняли клипы. Все начинали с нуля. Помню, заняли 100 тысяч долларов, на тот момент дикие деньги, потом отдавали пять лет. Только на третий-четвертый год начали окупать все вложения,— рассказывает Мисевич.— У нас есть документы, что мы легитимны и работаем на законных основаниях. После отъезда в Москву у нас в Минске концертов прибавилось в разы".

Пытался возродить "Песняров" и Мулявин. Он уговорил вернуться из США Леонида Борткевича, еще одну легенду ансамбля, набрал новых музыкантов. Но 14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автомобильную аварию и через полгода умер в больнице на 63-м году жизни. С этого момента процесс клонирования "Песняров" стал неуправляемым.

Из ансамбля уходят Леонид Борткевич и заместитель директора группы Игорь Свечкин. Вместе со знакомым российским бизнесменом они создают ООО "Песняры" и регистрируют товарный знак на территории России. "Нас трое учредителей: Леонид Борткевич, Дмитрий Кирьянов и я, Игорь Свечкин. Патент действует до 19 сентября 2013 года. А теперь мне говорят, кто такой Свечкин и что, мол, у меня работают какие-то непонятные люди... Я проработал 11 лет с Мулявиным бок о бок. Музыканты только на репетиции и на концерты приезжали, а я решал все административные вопросы. Памятник при жизни надо поставить!" — жалуется администратор Свечкин журналистам.

ООО существует до сих пор, только его учредители между собой тоже разругались и вновь разделились, создавая новые группы под именем "Песняры". У Леонида Борткевича теперь есть собственный ансамбль, Кирьянов отслеживает концерты Борткевича и пытается их запретить. "Борткевич в Краснодарском крае хотел провести два концерта. Мы не разрешили. Мы хотели дать понять человеку, что не надо вчерную работать в России. Речь шла о том, чтобы заставить Борткевича просто официально проводить какие-то концерты и показывать какую-то работу ООО "Песняры", а то концерты идут, а отчетов по ним никаких нет и получается, что директор ООО в этом виноват",— поясняет Кирьянов. Он еще пытался заставить и белорусский государственный ансамбль испрашивать у ООО разрешение на концерты и платить отчисления за выступления, но не решился воевать с белорусским государством.

"Песняры" под управлением Свечкина — это еще один клон знаменитого коллектива. Они выступают главным образом на Украине, иногда в России, в Белоруссию им путь закрыт.

"Поскольку мы являемся наследниками — и территориально, и репертуарно, и музыкально — традиции, которую заложил Владимир Мулявина, то мы и есть настоящие "Песняры". Все остальные — бывшие "Песняры", раз уволился, забрал свою трудовую книжку, то и представляться "песняром" не можешь",— заявил "Огоньку" худрук БГА "Песняры", хотя там всего два музыканта, которые вообще живьем видели Владимира Мулявина. Сейчас один из этих музыкантов, Валерий Скороженок, покидает государственный ансамбль и периодически выступает как самостоятельный "песняр" или с новой группой Дмитрия Кирьянова. Российский продюсер активно эксплуатирует белорусскую тему. Создал группу с красивым названием "Беловежская пуща" и приглашает на концерты солиста из "Песняров" — зритель не следит за юридическими и прочими манипуляциями, а наслаждается любимыми мелодиями.

Есть еще один законный, хотя и второстепенный клон "Песняров". Несколько лет назад настоящий "песняр", барабанщик Александр Демешко, собрал свой коллектив и зарегистрировал в России название "Лявоны" (помните, так более 40 лет назад называлась группа Владимира Мулявина), но, к сожалению, вскоре умер. Вдова передала все права музыкантам из самого последнего набора Мулявина образца 2001 года, вот они и гастролирует как "Лявоны", иногда дописывая в афишах, что они еще и "Песняры".

И совсем я забыл упомянуть еще про одного знаменитого "песняра", солиста Анатолия Кашепарова — его красивое исполнение песни "Вологда" помнят многие. Он живет в Америке, но совершает регулярные культурные набеги на пространство бывшего СССР. В общей сложности мы насчитали шесть больших коллективов и несколько отдельных солистов с музыкальным сопровождением, которые эксплуатируют тему "Песняров" и популярный репертуар. Мы еще не учли второстепенных клонов, ансамблей с похожими названиями или откровенных мошенников, которые окучивают под фанеру мелких коммерсантов и небольшие поселки.

Худрук БГА "Песняры" Вячеслав Шарапов печально замечает, что белорусское государство не тратит сил, чтобы защитить настоящий — государственный — ансамбль, достаточно того, что дали государственную крышу.

Чтобы как-то остановить это неконтролируемое клонирование, белорусские чиновники регулярно зазывают вернуться домой "Белорусских песняров", но они возвращаться не спешат.

""Белорусские песняры", вкусив самостоятельного хлеба, под государственную узду уже никогда не пойдут. Я был недавно на большом концерте государственных "Песняров" к 65-летию освобождения Белоруссии от фашистов. Стыдно смотреть, колхоз какой-то. Музыканты там хорошие, но чиновники задают им жесткие рамки для творчества",— поясняет в интервью "Огоньку" Дмитрий Подберезкий, составитель Энциклопедии белорусской популярной музыки.

Удивительно здесь еще и то, что обычно клонирование коллективов происходит на пике их популярности. Эту технологию довел до совершенства в свое время создатель группы "Ласковый май" Андрей Разин. Сняв за пару лет сливки с народной любви, потом группы пропадают навсегда. История с "Песнярами" разворачивается с точностью до наоборот: народной любви хватает сразу на несколько коллективов даже спустя 40 лет. "Кажется, тут конец карьеры, но все до сих пор актуально. Мы не жалуемся, несмотря на кризис. Музыкальный материал — это заслуга Мулявина. Вообще, он был прекрасным парнем, талантливым человеком и гениальным музыкантом, когда не болел. Он фигура мирового масштаба в лучшие годы. И подбор музыкантов был исключительным",— считает Владислав Мисевич.

Многие удивлены, почему "Песняров" так много, но как услышат "Белый аист летит...", так сразу все им прощают.
Если б судьбу знали заранее...

Arkady


Сергей 1959


Захаров Сергей

Сразу видно - профессонал, работник первого канала. Лучше б писал про политику.
— Нужно, господа офицеры, любить барабан больше, чем всякую другую музыку. Не стыдитесь, если его божественные звуки вызовут у вас слезы. Это значит, что вы настоящие воины.  А.С, Новиков-Прибой

ans-san

Чем быстрее бежишь от самого себя,тем быстрее самого себя догоняешь...

Анатолий Вейценфельд

не знаю, чего вы, зануды, разнылись.  :confused:

Статья вполне добротная, хотя перегружена массой второстепенных деталей и для знатоков вопроса никакой новой информации не содержит. Так не для них и писалась.
Зато в ней нет неправды и даже мелких фактографических погрешностей очень мало - заметно меньше нормы во всяком случае.
Хотя и шедевром журналистики ее не назовешь - блеска нет, тяжеловатый стиль и странная сырая структура - есть повторы, об одном и том же говорится в разных местах, есть забегания вперед. Редактор не утруждался правкой.
Но это замечания по форме, а по существу - вполне достойно.
Порадовал и Падбярез - помявшись, наконец сказал, что думает.  :friends:
Если б судьбу знали заранее...

Аентов

В принципе согласен с Анатолием.
А что там про Скорожонка? Что правда в ООО подался? И как это теперь называется? Или он уже добился славы Борткевича, Кашепарова, Дайнеко?  :confused:
Только качество...

Анатолий Вейценфельд

Скороженка просто выдавили из группы, как Сталин Троцкого из Политбюро  :D. Теперь там, кроме "художественного руководителя", нет никого, кто, как говорили во времена моего детства, "видел живого Ленина".  :)
И сейчас он, насколько мне известно, работает сольники, а "Беловежская пуща" - это просто некий подтанцовочный фон для солистов, которые меняются - сначала это был солист демешкинских "Лявонов", теперь вот Скороженок.
Благодаря его запоминающейся внешней фактуре он единственный из составов после 1998 года, кто хоть как-то опознается публикой в качестве участника "Песняров". Ну и он этим пользуется...
Если б судьбу знали заранее...

ans-san

А как человеку зарабатывать деньги,если он больше ничего не умеет,кроме как петь?!      А вообще,странная политика у Шарапова!Проще "руководить" теми,кто не имеет отношения к "Песнярам".Шарапов,дружочек,будь мужчиной,я знаю,что ты тайком читаешь эти строки!Если ты считаешь себя "хозяином" своего коллектива-СМЕНИ ЕГО НАЗВАНИЕ!!!
Чем быстрее бежишь от самого себя,тем быстрее самого себя догоняешь...