Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Яндекс.Метрика

 

Русское вторжение на западном рок-фронте (по следам американских гастролей)

Автор Valdemar, 12 Февраль 2008, 04:05:05

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Valdemar

     Как-то, минувшим летом, копаясь в старых подшивках "Вашингтон Пост" (точнее, в интернет-архиве газеты ), наткнулся на  заголовок "A Russian Invasion on the Western Rock Front" - "Русское вторжение на западном фронте рока" – фраза,  до боли знакомая  еще по статье А. Поликовского "Песняры в Америке" в "Ровеснике", и периодически кочующая из публикации в публикацию. К сожалению, это оказался только заголовок, да несколько первых строчек заметки Ларри Роутера, датированной  Nov 25, 1976:

A Russian Invasion on the Western Rock Front

Two of their biggest hits are "Oh, It's Early For Ivan" and "The Lad Is Plowing the Little Field." You may not have heard those songs or "Good Evening, Little Quail" on your radio lately, but that hasn't prevented "NBC's Saturday Night," Mike Douglas and Shirley MacLaine from trying to book the group that performs these hot tunes...

А полный текст объемом 705 слов предоставляется за денюшку ($3.95 или $10.95 - 4 Articles)

     Но оказалось, одной этой заметкой  Larry Rohter не ограничился. Последовало еще  две публикации:

... Pesnyary for the U.S.: Russian Rock Socko in the South (Dec 3, 1976 /1741 words)

HARRISONBURG, Va.-"Ra., doa, raz, dva," says Vladimir Mulyavin. "One, two, one, two." Another problem, and rehearsal has barely begun. First the organ amplifier won't stop buzzing, then this--six microphones that don't put any echo on a singer's voice. And to top it all off, there's this confounded language and all these strange...

In Pesnyary's Future, An American Album (Dec 9, 1976 /436 words)

Whatever it is they're doing, people seem to like it. Pesnyary, the eightman Russian folk-rock group that has been winning standing ovations nightly on its two-week tour of small Southeastern towns, will record its first U.S. album Friday in Nashville...

     Так как я до сих пор не обзавелся финансовыми инструментами для on-line платежей, решил поделиться ссылками с общественностью, может кто выкупит и обнародует весь текст этой, можно сказать, хроники песняровских гастролей глазами (ушами)  американского репортера.

(p.s.: есть и четвертая ссылка на заметку, где, видимо, лишь вскользь упомянуты "Песняры": Personalities (Dec 1, 1976))

Valdemar

Благодаря Аркадию сканы статей получены.
Большое спасибо.
http://www.sendspace.com/file/ocrgdg  (0,5Мб, в архиве 4 pdf-файла)

Публикация текста на форуме без разрешения copyright owner'а запрещается.
Но если кто сделает вольный русский перевод - общественность это оценит.


Анатолий Вейценфельд

Есть ощущение, что в "инстанциях" и "органах" эти статьи тогда так и не читали.
Потому что разоткровенничались ребята выше крыши...  :)

А вот то, что на их концерт был приглашен Джимми Картер, доселе не фигурировало.
Если б судьбу знали заранее...

Valdemar

"Ya khochu kupat plastinky Chicago" says Kasheparov...

Искупал ли Кашепаров пластинки "Чикаго"? - в статье осталось без ответа.

Arkady

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 13 Февраль 2008, 23:33:18
А вот то, что на их концерт был приглашен Джимми Картер, доселе не фигурировало.
Анатолий, это далеко не все статьи тех лет о "Песнярах" в Америке. О них также писали и в Daily News, и New York Times, и т.п. До них бы ещё добраться.
Песняры Всех Стран, Объединяйтесь!

koresh

Судя по статьям - несладко было Песнярам в этом туре:
- пришлось жить по двое в одном номере (что ж о них могли подумать добропорядочные америкосы) ???
- ну а про гонорар лучше промолчать (это что то типа пособия по безработице - оно и то  выше) - 3штуки за неделю на всех музыкантов (10 человек) + 4х рабочих сцены из чего следут, что платили им 30 долларов 61 цент на нос в день, что означает 4 бакса 8 центов в час (исходя из 7.5 часового дня) - это как минимум на 2 бакса 91 цент ниже чем минимальная официальная часовая ставка не квалифицированного рабочего....  :confused:  :crazy:

Большому театру на загран.выезде (и артистам и "сценаристам") и то 50 баксов в день платили...    :mad:

Ну разве ж не уроды эти сов.мин.культовцы  из росконцерта :crazy:

КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Олег Верещагин


Eugene

Олег, я было начал. Текст несложный, но когда начинаешь переводить, приходится задумываться над каждой фразой, чтобы не очень коряво вышло. Сейчас просто времени в обрез. Если никто раньше меня не переведёт, то я пришлю перевод.
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Музыкальный бутик
- Новое искусство
- Дом культуры
- Выргород

Олег Верещагин

У нас же есть на форуме американцы. Может, им легче будет переводить?

koresh

КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Анатолий Вейценфельд

Цитата: koresh от 14 Февраль 2008, 09:13:02
означает 4 бакса 8 центов в час (исходя из 7.5 часового дня) - это как минимум на 2 бакса 91 цент ниже чем минимальная официальная часовая ставка неквалифицированного рабочего.... 
Большому театру на загран.выезде (и артистам и "сценаристам") и то 50 баксов в день платили...    :mad:
Ну разве ж не уроды эти сов.мин.культовцы  из росконцерта :crazy:

1. кореш, а ты знаешь, какая была ставка у неквалифицированного рабочего в США в 1976 году?  Сегодняшний курс к тогдашнему различается в несколько раз.

2. опять же - в 1976 году командировочные у Большого совершенно точно не доходили до 50$ в день. Даже близко. Я слышал что-то порядка 10-15.

3. А причем тут Росконцерт?! Это была организация в структуре Минкульта РСФСР, занимавшаяся организацией гастролей своих исполнителей и коллективов в пределах РСФСР.
Гастролями  советских исполнителей (в т.ч. Песняров) за границей  и зарубежных в СССР  занимался  Госконцерт СССР.
Если б судьбу знали заранее...

koresh

Анатолий,

Начну с конца (дабы приятнее было  :D ) -

- моя описка, я имел... в виду конечно же Госконцерт именно он упомянут в этих статьях... (  :pray: о наимудрейший из наимудреных и т.д. прости описку)...

Ну а на счет командировочных - я это знаю не по наслышке, именно 50 баксов в день в развитые кап.страны (в остальные меньше) и это начиная с 75 года...
Надеюсь помнишь череду "побегов" артистов ГАБТ с 75 по 79, в августе 1979 года было последнее скандальное бегство в США Александра Годунова после чего ввели круговую поруку, но это другая история...

Так вот, основной причиной был переход на уравнительную систему командировочных - это когда и артисты и "сценаристы" имеют одну и ту же ставку командировочных...

ну а первое - смотри таблицу (источник - Economic policy institutehttp://www.epi.org ) если нужны пояснения - спрашивай....
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Анатолий Вейценфельд

таблица действительно непонятная. Поправка на инфляцию - относительно какого года?
Впрочем, можешь не отвечать, потому что зарплата американского грузчика 30 лет назад меня совершенно не интересует.
Да и разговоры о том, что американский рабочий получает больше нашего профессора, тогда были актуальны, а сейчас это всем известно.
Как и то, что в США один и тот же автомобиль стоит ровно в 2 раза дешевле, чем у нас.

Насчет Большого - может, такие суммы и начислялись, но вряд ли выдавались на руки. Да еще те 50 долларов! Сейчас это уже все 150!
Если б судьбу знали заранее...

koresh

15 Февраль 2008, 13:26:00 #13 Последнее редактирование: 16 Февраль 2008, 15:18:12 от Олег Верещагин
Статья Ларри Ронтера - "Российская Рок-Сенсация на Юге..."
bp Washington Post (В архиве под номером два)

Харрисонбург, Вирджиния – «Раз, два, раз, два», - говорит Владимир Мулявин.
Еще одна проблема, а репетиция только началась. Сначала органный усилитель никак не хотел перестать фонить, затем все шесть микрофонов не хотели «реверберить». И завершает это все проклятый язык и странные имена.
«Что Вы говорите, как это место называется?», - Мулявин, лидер-гитарист «Песняров» - лучшей фолк-рок группы Советского Союза, имеет затруднения с произношением. Он и еще семь членов группы только что прибыли в этот студенческий городок Вирджинии: «Это невозможное слово».
Его спросили - «Вы знаете кто такой Джорж Харрисон?».Его глаза засветились – «Да, да, да. Битлз, это... Джорж Харрисонбург!»
Дома в Советском Союзе «Песняры» использует три тонны звукового оборудования и зарабатывают «30 000 рублей в неделю» (официально $42,000). Два альбома, которые они выпустили, разошлись тиражом в пять миллионов копий каждый, и они могут устроить аншлаг в любом концертном зале от Пинска до Находки.
Но для «Песняров» и для Госконцерта, официального советского концертного агентства, которое устроило этот 14-дневный тур по 12-ти маленьким южным городкам, начавшийся в среду в «Джорж Харрисонберге» – этого недостаточно. И решили власть имущие - пришла пора для «Песняров» играть на родине Рок-н-Ролла, в Америке.
"Это реальный прорыв", сказал представитель советского посольства - советник по культуре, Виктор Сахович, когда группа, состоящая из восьми музыкантов и шести человек обслуживающего персонала, приземлилась в международном аэропорту Даллес (Вашингтон), во вторник ночью. «Народные коллективы мы посылали сюда много раз и до этого, а вот поп-группу никогда. Мне будет любопытно посмотреть, как ваши рок-н-ролльщики это воспримут".
Ну что ж, посмотрим, смогут ли американцы приобрести такой же устойчивый вкус к советскому Рок-н-Роллу, какой они приобрели к советской водке. «Песняры», это имя означает на белорусском языке «Исполнители баллад», путешествуют на быстроходном автобусе и побывают в таких местах как Блуфильд, Рим, Кларксвилл и т.д., разделят сцену с «Нью Кристи Минестрелями», ограничев себя 35 минутами вместо обычных для них полутора-двух часовых шоу, которые они дают в России.
А здесь, их голосовая система состоит из четырех крошечных колонок.
«Интересно, кто из них агент КГБ?», - спрашивает один из американских студентов. Пять часов до начала концерта в Харисонбурге, «Песняры» репетируют в аудитории Мадисон-Колледж, а за ними наблюдают студенты-второкурсники изучающие русский.
Студенты, кажется, решили, что Леонид Боровский, менеджер «Песняров», и Григорий Шнайдерман, заявленный в декларации тура как «театральный режиссер» группы, являются наиболее подозрительными. Они отличаются от Мулявина и остальных участников группы, у которых длинные волосы и «хиповая» одежда. Боровский одет в пиджачную пару и носит коротко подстриженные волосы. В беседах он стремится уклоняться от обсуждения острых моментов. «Песняры» искренне поддерживают программу Коммунистической партии Советского Союза», - ответил он на вопрос о политических склонностях группы. «Кроме того, в СССР нет такого понятия как подпольные рок-группы, это терминологическое противоречие».

На вопрос о «подпольной» группе "Юра и Саша", состоящей из четырех человек и недавно, после получения выездных виз в Израиль, эмигрировавшей в Соединенные Штаты, Боровский ответил: «Они не серьезные музыканты, а вот суеты во круг них делается слишком много».
«Чем сейчас занят Отис Реддинг?», - спросил Анатолий "Толя" Кашепаров, 26-ти летний солист «Песняров», во время перерыва. Ему сказали, что Реддинг умер. «Ya nye znal», - удивленно ответил он. «Я не знал. Когда и как это случилось?» Он узнал, что это случилось девять лет назад во время крушения самолета, он так же узнал что Джими Хендрикс, Джанис Джопоин и Джим Моррисон тоже мертвы.
Повторяя: «Ya nye znal», - он подзывает двух других членов группы, певца Леонида Борткевича и клавишника Анатолия Гилевича. Они тоже полны вопросов. Гилевич хочет знать – популярны ли еще Билл Эванс, Оскар Петерсон и Эрролл Гарнер и возможно ли ему купить клавиры. Борткевич же, пока он в Америке, хочет купить стерео систему и спрашивает, какой производитель и какая марка лучше.
«Ya khochu kupat plastinku Chicago», - сказал Кашепаров. Другие его любимые исполнители – Paul McCartney, Led Zeppelin, The Carpenters и Uriah Heep – большинство американских поклонников рок-музыки вряд ли бы согласилось с этим списком, но это то, что Борткевич повторяет. Гилевич же предпочитает джаз и Rick Wareman (он немного старше чем эти два певца).
Но вот всех троих попросили вернуться на сцену, но прежде чем оставить нас, они в один голос спросили: «А что, Битлз собираются воссоединиться?»
Репетиция оказалась кошмаром для Николая «Коля» Пучинского, «Песняровского»  звукорежиссера и «технаря» - советское оборудование расчитано на работу от 220 вольт, а Пучинский и понятия не имел, что в Америке другое напряжение и розетки, пока не приехал в Харрисонбург. У него нет ни трансформаторов ни адаптеров, и он потратил два часа, чтобы заставить оборудование «договориться» с местным напряжением.
Само же оборудование – это мешанина различных марок из разных стран. Гитара, бас и барабаны – американские, орган – итальянский, микрофоны западногерманские, микшер ГДР-овский. Басовые струны «юзанные», сказал Пучинский и были куплены, с рук, у одной чешской рок-группы во время гастролей по Чехословакии, Польше и Венгрии.
Как американское оборудование попадает в руки русских музыкантов? «Есть пути, - конспиративно улыбаясь сказал Мулявин! - Не так уж трудно достать американские инструменты в Советском Союзе». Позже другой участник группы подробно пояснил, как это происходит. Большинство иностранного оборудования и инструментов «Песняры» приобрели «na leva», минуя официальные каналы, на процветающем черном рынке, на котором также можно приобрести и американские записи.
«Песняры» не вписываются однозначно ни в одину из музыкальных категорий, и это становится очевидным, когда понимаешь, что составляет основу их музыки.
Мулявин, лидер-гитарист, основавший группу в 1970 году, написавший и аранжировавший совместно с композитором Игорем Лученком большинство композиций группы сказал: «Музыка «Песняров» основана на Белорусском фолклоре», но в ней так же присутствуют элементы джаза, рока и классики, в чем можно убедиться, прослушав девять номеров группы, открывающих концерт в Харрисонбурге.
Одна композиция называется «Аве Мария» - это достойная классическая рок-сюита, начинающаяся с органного соло а-ля Бах, исполняемого Гилевичем, плавно переходящая в мелодию, равными долями комбинирующую элименты "Jethro Tull", "Yes" и "Emerson, Lake and Palmer".
Реальная проверка предстояла в конце – Мулявин решил, что «Песняры» будут завершать свой выход новой песней со словами на английском языке и певецу Кашепарову, который ни одного слова не говорит по английски, предстояло запомнить полдюжины стихов об отвергнутом любовнике, который превращает свою «бывшую» в птицу. Были проблемы с настройкой во время репетиций, да и участники группы тоже волновались – они не исполняли этой композиции еще ни разу на публике.
Песня называющаяся «Крик чайки» позаимствовала несколько джаз-роковых рифов у Чикаго, и таким образом Харрисонбурговская аудитория из 1500 местных жителей и учащихся Медисон-колледжа не имела проблем с восприятием как музыки так и немного искаженной лирики. Завершив выступление, «Песняры» сорвали овации зала, аплодировавшего стоя.
«Они гораздо лучше, чем я мог предположить, - сказал Каролин Крамер, 21-летний студент, изучающий русский в Мэдисон-колледже. - Когда я был в Советском Союзе, я пошел на новогоднюю вечеринку, куда пригласили русскую группу – это было ужасно. Эти гораздо лучше».
«Мы играли во многих залах в различных местах», - сказал басист группы – Леонид «Лёня» Тышко, возлегая на кровати в своем номере гостиницы Holliday Inn и наблюдая за телевизионным хоккейным матчем. «Иногда бывает очень холодно. Однажды, возвращались с камчатки, в Сибири. Мы были на пути в Хабаровск, но вначале была остановка в Якутске. Когда мы вышли из самолета, температура была 52 градуса мороза.
«Действительно, это было не так уж холодно. Там очень сухо и ветер не такой сильный – это очеь помогает».
Тем не менее, у Кашепарова, делящего с Тышко один номер, упоминанание об этом по-прежнему вызывает дрожь. Сам он из Минска (около 150 км от Польской границы) и любит так же как и остальные участники группы –теплый климат.
«Когда у меня есть время для отпуска, - сказал певец, - я всегда окунаюсь в Черное море. Там тепло и там вокруг очень много хорошеньких девочек».
Кашепаров, единственный участник группы, кто имеет дачу – 25 км на юг от Минска, где он проводит большинсво своих выходных. «У меня там 76 фруктовых деревьев, - гордо заявил он. - Я выращиваю сливовые, грушевые и персиковые деревья».
Помимо своей дачи и сада, Кашепаров проводит свободное время, занимаясь с двумя машинами, которые он купил за последние два года. Новая «Лада» стоила ему 7500 рублей, что составляет годовой доход среднего российского рабочего за несколько лет.
«Да, нам дают привилегии, - сказал Кашепаров, - но мы имеем потолок в наших заработках. Мы наиболее оплачиваемая группа Советском Союзе, но мы не зарабатываем столько, сколько зарабатывают John Denver или Elton John. У нас другая система».
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

koresh

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 15 Февраль 2008, 04:12:42
...
Насчет Большого - может, такие суммы и начислялись, но вряд ли выдавались на руки. Да еще те 50 долларов! Сейчас это уже все 150!
...

В том то и дело, что не только начислялись, но и платились  :idea: - мой друг и сосед по даче привез из своей первой поездки в далеком 75 году (сразу же после хариографического училища, да еще и на 3 месяца, да еще и в японию и по всей "нормальной" азии) - новенькую желтую тойоту...  (ах как у нас у всех слюни текли - но это к делу не относится  :D )

P.S. Если в переводе есть грамммматиЦкие оПсиски - просьба отностится спокойно - я ж не писатель...
Кроме того, прошу учесть - перевод в некоторых местах вольный (аФтрский как ты понимаешь), но тем не менее близкий к тексту оригинала и суть первоисточника не искажает...
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...