ПЕСНЯРЫ.com - Форум

Песняры => Аранжировки и звукорежиссура => Тема начата: I-330 от 06 июня 2003, 15:12:12

Название: О вокале
Отправлено: I-330 от 06 июня 2003, 15:12:12
(Заранее прошу прощения, но я не знала, где лучше задать этот вопрос - решила здесь).

Я не очень хорошо себе представляю сам принцип: концертное исполнение – импровизация или нет? В данном случае мне это крайне интересно в отношении партии фортепиано (или правильнее «клавишные»?:) ) – кто исполняет ее в концертном варианте (а если это не импровизация, то кто аранжировал именно так – или подобная информация абсолютно и бесповоротно не восстановима?)?
А в отношении НЕконцертной записи – наверное, дурацкий вопрос, но... – в финальном проигрыше (последних секунд тридцать звучания) верхний звук - это что? (если я вообще донесла, что я имею в виду!)
Название: Калiна
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 09 июня 2003, 15:13:47
У Песняров тщательно прописывались вокальные партии, а инструментальные партии АККОМПАНЕМЕНТА были более свободны в рамках определенного рисунка.
Назвать это импровизацией неточно, это легкая вариация в пределах намеченной партии.
Хотя в некоторых эпизодах инструментальные партии прописываются очень точно, как в классической музыке. Это когда звучат тематические инструментальные вступления и проигрыши, а не аккомпанемент ритм-секции.
При записи обычно в таких случаях отбирается лучший дубль.

А "Калиной" ты именуешь "Ажанила мати..." или что-то еще? Если она - надо будет послушать, что же это там за верхний звук... :confused:
Имеется в виду: какая нота и какой октавы?
Название: верхний звук
Отправлено: Олег Верещагин от 09 июня 2003, 20:00:29
I330:
Цитироватьв финальном проигрыше (последних секунд тридцать звучания) верхний звук - это что? (если я вообще донесла, что я имею в виду!)
Анатолий Вейценфельд:
ЦитироватьА "Калиной" ты именуешь "Ажанила мати..." или что-то еще? Если она - надо будет послушать, что же это там за верхний звук...    Имеется в виду: какая нота и какой октавы?

Возможно, имеется ввиду вокал "А-а-а":)  в исполнении Кашепарова(?)
Название: Калiна
Отправлено: I-330 от 10 июня 2003, 00:43:39
Спасибо, Анатолий, крайне интересно, а главное, доступно (я совершенно искренне :) )!

Да, Калиной я именую именно "Ажанила мати..."

Видимо, Олег, Вы правы и я имею в виду как раз "а-а-а" ;) .

Каюсь, я выразилась более чем пространно, но какая нота и какой октавы - это-то определить не так уж чтобы сложно, а вот что меня поставило в тупик, так это что, т.е. теперь уже "кто", этот звук производит. В концертной записи слышно, что это вокал, а вот в той, где солирует Борткевич...неужели это тоже "вокал" - там даже, как бы выразиться, "начала" звука не слышно: просто возник, а потом исчез. (да-а-а, еще больший сумбур...:rolleyes: )
Название: Калiна
Отправлено: Alex Ry от 10 июня 2003, 01:19:54
Раньше(в детстве)  думал,что это женский вокал,пока не увидел по ТВ в "20 минут с Песнярами",что это поёт Кашепаров.Уникальный конечно голос.
Название: Калiна
Отправлено: Fed от 10 июня 2003, 11:36:35
Цитироватьавтор оригинала Alex Ry
Раньше(в детстве)  думал,что это женский вокал,пока не увидел по ТВ в "20 минут с Песнярами",что это поёт Кашепаров.Уникальный конечно голос.
вот это действительно для меня откровение! тоже был уверен, что это женский вокал...
фантастические возможности голоса, просто кажется невероятным!
Название: Калiна
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 10 июня 2003, 11:42:07
Цитироватьавтор оригинала Alex Ry
Раньше(в детстве)  думал,что это женский вокал,пока не увидел по ТВ в "20 минут с Песнярами",что это поёт Кашепаров.Уникальный конечно голос.

Если уж про калины заговорили, то в песне "Явор и калина" также звучит фальцет Кашепарова - многие также думали, что это женщина или синтезатор.
Я как-то разговаривал с одним музыковедом, специалистом по оперному вокалу - кто из Песняров мог бы стать оперным вокалистом? Он послушал то, что я ему принес, и, подумав, сказал - Кашепаров!
Я говорю: "да у него самый "народный" вокал из всех!"
Он говорит: "И тем не менее! Да, манеру пения, характер фонации (звукообразования)  пришлось бы полностью ломать - но по природным данным у него больше всех потенциал".
Хотя, что говорить,  недоученность давала о себе знать - помню (и в записи это есть), как в "Добры вечар, дзяучыначка" он киксанул на слове "где" самую верхнюю ноту (ту самую, ради которых итальянские вокальные фанаты и ходят, собственно, в оперу :D  )
А ведь не такая уж она там сверхвысокая, всего-то надо было чуть поддать опоры...
А вот фальцет у него действительно исключительный - все западные рок-певцы отдохнут: и Плант, и Гиллан, и Робин Гиббс, и Брайан Вилсон, и пр.
Название: Калiна
Отправлено: Zloi от 10 июня 2003, 13:48:06
А вот Меркьюри - перепоет)))) (Cool Cat)
Название: Калiна
Отправлено: Олег Верещагин от 10 июня 2003, 19:24:57
Цитироватьавтор оригинала Fed

вот это действительно для меня откровение! тоже был уверен, что это женский вокал...
фантастические возможности голоса, просто кажется невероятным!
Согласен, у Кашепарова удивительный голос. Но следует учесть, что эти записи студийные, а там над звуком можно поработать. Тогда можно сказать, что и у Витаса фантастический голос.
Название: Калiна
Отправлено: I-330 от 11 июня 2003, 00:45:22
Мне до сих пор кажется невероятным, что такое исполнение в человеческих силах!



Цитироватьавтор оригинала Олег Верещагин

...Но следует учесть, что эти записи студийные, а там над звуком можно поработать. Тогда можно сказать, что и у Витаса фантастический голос.

Студийные они студийные, но, насколько я понимаю, студии-то были разные – тогда и теперь. Так что, ЧТО можно было сказать про помянутый Вами персонаж, я не знаю..., хотя то, что у него голос "фантастический" :rolleyes: :rolleyes: :rolleyes: :rolleyes: :rolleyes: , сказать можно всегда...
Название: Калiна
Отправлено: Alex Ry от 11 июня 2003, 01:36:17
Витас -это убожество.Да,у него сильный фальцет,но это ещё не показатель таланта и мастерства.Прошу прощения у поклонников этого самордка.
Название: Калiна
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 11 июня 2003, 11:25:22
Цитироватьавтор оригинала I330
Студийные они студийные, но, насколько я понимаю, студии-то были разные – тогда и теперь.
Совершенно верно. В те времена писали исполнение - что спето, то и записано.
Конечно, могли смонтировать из нескольких дублей - но и симфонии, и оперы пишут. Никакого криминала здесь нет.
Я видел как-то премастер одной симфонии -склейки были каждые 4 секунды.
А что касается витасов и пр - там живого места нет!
Я помню, звукорежиссер Некрасов на "Мосфильме" отказался писать Кристину О. - говорит: "не могу писать в отсутствие модуляции сигнала" :D
А когда она на студии "Хранители" писалась, я привел двух студенток-звукорежиссеров послушать первичную запись - они просто упали! Ни одной чистой ноты!
Ну, теперь все можно на компьютере поправить... Правда, звучать будет неестественно - как все сейчас у нас звучит..
Название: Калiна
Отправлено: Олег Аверин от 11 июня 2003, 12:12:21
О фальцете.
Способность спеть фальцетом выше многих дарится Создателем. И им же отбирается, иногда за плохое поведение. Это я к тому, что, совершенно необъяснимо для себя, мог до 80 года брать на хорошем дыхании обработанные страшно высокие ноты. А после сильной ангины - как не бывало.
Есть запас прочности смыкания в рабочем диапазоне, влияющий на количество лет качественной эксплуатации голоса. А что это было? Связочный тональный, управляемый обертон?
Когда горло от переохлаждения начинает воспаляться, связки натягиваются, и голос какое-то время "звучит". Я спрашивал у ведущих фониаторов Минска, нет ли научных работ по исследованию исскуственного воздействия на качественные характеристики смыкания голосовых связок? Смеялись в ответ... Я говорю, несправедливо безучастно глядеть на невозможность певцам оставаться в форме с возрастом. Отвечают, мол, нам бы ваши проблемы... Денег предлагал, - не хотят.
 Посмотрели как-то нас с Мисевичем. У меня два узла на связках нашли, это понятно. А Владу говорят, у Вас связки провисли от длительного пения фальцетом, едва - едва смыкаются. Что делать, спрашивает? Не петь, - говорят. Вот так. А мы зимой из парилки - в сугроб, из сугроба - в парилку... Закалка помогла. Очень всем советуем. ---------------------------------------Аверин
Название: Калiна
Отправлено: Alex Ry от 11 июня 2003, 12:38:59
Фальцетом очень красиво и профессионально пел Пресняков мл. Потом с возрастом и" другими"проблемами очень сильно сдал.Недавно слышал его выступление в клубе-очень здорово.Говорят завязал с "этим делом".Алкоголь и "другие"стимуляторы ешё ни кому не помогли.Напротив,много талантливых людей ушли из этой жизни,оставив нас без новых шедевров.Примеров тому множество...
Название: О компьютерах и холодном кефире
Отправлено: surgeon666 от 11 июня 2003, 18:00:04
Что касается компьютерной правки звука - в домашних условиях мне легко удавалось подтянуть лажу в плюс-минус полтона без заметного на слух изменения спектра.

Что касается воспаленного горла - это точно. Пение с больным горлом подравнивает спектр и делает звучание динамически более ровным. Все это видно на осциллограммах.

Анну Герман, думаю, помнят многие. Мне как-то пришлось возиться с бобинным магнитофоном, на котором крутилась ее фонограмма. Так вот, в паузе, когда звучал только ее голос, посмотрел на осциллограф - на нем была чистейшая синусоида, вообще без обертонов.
Название: Калiна
Отправлено: I-330 от 12 июня 2003, 00:32:13
Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд

А что касается витасов и пр - там живого места нет! ... Ну, теперь все можно на компьютере поправить... Правда, звучать будет неестественно - как все сейчас у нас звучит..

А про персонажей, которые у нас тут материализуются в режиме «I'll be back», это уже грустно (вот уж им бы и в лихорадочном бреду не померещилось, что их поминают на песняровском форуме – свят, свят!).
Действительно – ну, почему бы ни подправить на компьютере! После этого можно с чистой совестью, прости господи за банальность, и шекспира Stylus'ом переводить. Вот бы у них там действительно чего воспалилось что ли (пусть хотя бы в горле!)...
Название: Калiна
Отправлено: Seaman от 12 июня 2003, 13:27:23
Уважаемый Анатолий! А не могли бы Вы оценить голос такого изветного в прошлом, и незаслуженно забытого певца, как Валерий Ободзинский?На мой неискушенный взгляд - ето явление не только в советской естраде, а при надлежашей раскрутке - и в мировой.Что Вы насчет етого думаете?Заранее благодарен.
Название: To 1330
Отправлено: padbiarez от 12 июня 2003, 15:53:12
Шаноўная 1330! Ну ня трэба жадаць горшага нават тым, што на сцэне сёньня толькі ўдае, што ён артыст. Вунь Філю як мае расейскія калегі раскруцілі, але ж выйсьце можа быць толькі адно: не зьвяртаць на іх увагі. Аднак, канешне ж, не да ночы гэтыя імёны будуць тут згаданыя...
Название: Калiна
Отправлено: I-330 от 12 июня 2003, 19:38:55
Шаноўны Padbiarez! :)
Так и я про то же, что "не да ночы будуць згаданыя". А потом я им не так что бы "горшего" пожелала: просто тут прозвучало, что воспаленное горло процессу способствует...:p А с другой стороны, как "не зьвяртаць на іх увагі", если они настырно в глаза и уши лезут! А ну их к аллаху!

Хотела бы поддержать вопрос о Валерии Ободзинском. Ведь действительно у него был потрясающий голос, совершенно особенный. Так теперь странно слушать, как наша джазовая дива одесского разлива исполняет "Белые крылья"... (разве что я слишком предвзято отношусь:confused: )
Название: Калiна
Отправлено: surgeon666 от 12 июня 2003, 19:58:21
Цитироватьпросто тут прозвучало, что воспаленное горло процессу способствует...

Не веришь - попробуй сама :) Бутылка холодного кефира и поешь почти как Дайнеко :D Около получаса :) А потом - все, ангина :)
Название: Калiна
Отправлено: padbiarez от 12 июня 2003, 20:26:04
1330! Абадзінскі, дарэчы, -- любімы сьпявак А.Г. Недзе ў Інтэреце гуляе відэо, як ён, седзячы ў лазьні, пад баян сьпявае (канешне, пасьля пляшкі кефіру) "Льёт ли теплый дождь...". Здаецца, на сайце //www.dt.home.by (Дзед Талаш)
Название: Калiна
Отправлено: Круляушчызна от 12 июня 2003, 21:25:12
К дискуссии о вокале. Я на первом курсе универарепетировал с одной командой, брал верха, ну прям как King Diamond и Mercyful Fate. Репетировали в холоде. Пара вечеров и good bye верха.... :o  :(

Верха ещё есть, но не так высоко. А можно ли восстановить?
Название: Калiна
Отправлено: I-330 от 13 июня 2003, 01:04:56
Шаноўны Padbiarez!
Если я правильно поняла, что такое А.Г., то сей факт говорит лишь об одном: всем нам не чуждо ну хоть что-нибудь человеческое. И как после этого не верить в волшебную силу искусства!:) (ксати, не думаю, что "Восточная" это лучшая его песня, его, т.е. Ободзинского...)

Surgeon! Побойтесь бога! Я буду звучать, как Дайнеко... Вы лучше подобного и не представляйте, а то ненароком чего доброго Вы такой стресс и не переживете...:)
Название: Калiна
Отправлено: Круляушчызна от 13 июня 2003, 13:26:52
A kstati tak ono i est! Ya videl opit, kogda chelovek vdihal zhidkiy azot, popsle etogo u nego na vremya zamerzali svyazki i on mog govorit ili pet tolko ochen visokim golosom. Pryam kak zhenshina. Fizika, odnako...
Название: Калiна
Отправлено: padbiarez от 13 июня 2003, 20:02:19
Шаноўная 1330! Як кажа наш вялікі вучыцель і друг усіх абразованых людзей, нічаво лучшага как іскрыньняе іскуства, для нас нет. Вот пачаму я свой народ за цывілізованым мірам не павядую.
Название: Калiна
Отправлено: I-330 от 13 июня 2003, 23:49:27
«А я-то всегда считал себя человеком не глупым и практическим...»

Шаноўны Padbiarez! Я не поняла: последнее предложение - из чьих уст?
Название: Калiна
Отправлено: surgeon666 от 14 июня 2003, 01:30:07
ЦитироватьSurgeon! Побойтесь бога! Я буду звучать, как Дайнеко... Вы лучше подобного и не представляйте, а то ненароком чего доброго Вы такой стресс и не переживете...

Ну уж :) И не такое видал и слыхал. Жив, как видишь :)

ЦитироватьA kstati tak ono i est! Ya videl opit, kogda chelovek vdihal zhidkiy azot, popsle etogo u nego na vremya zamerzali svyazki i on mog govorit ili pet tolko ochen visokim golosom. Pryam kak zhenshina. Fizika, odnako...

Ну вот, а мне никто не верил :)
Название: Калiна
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 15 июня 2003, 12:36:14
По поводу самоистязания голосовых связок.
Человек, вдохнувший жидкий азот, боюсь никогда никаких звуков издавать уже не сможет :)
А вот вдохнувший газообразный гелий - да, пищит, как Буратино. Дело в том, что скорость звука в гелии в три раза больше, чем в воздухе.

По поводу Ободзинского - это был обладатель прекрасного редкого голоса и уникальный певец, певший в "западной манере". Олег Леонидович Лундстрем как-то назвал его "отцом русского соул".
За "западничество" Ободзинского долбали так, как никого не долбали. Может, тут только мы с Подберезом и помним это - краем памяти...
И "манерным" его обзывали, и "жеманным", и   иронически "душкой-тенором" (по аналогии с Лемешевым), и "подражателем Западу, идущим на поводу у невзыскательных вкусов незрелой аудитории" - в общем, по полной программе...
И результат - гастроли по захолустьям, наглухо закрытый  телеэфир и наполовину закрытый радиоэфир...  
Далее  - известная национальная болезнь... лечился, работал черт знает кем...
Вспомнили о нем только в перестройку, да уже рак горла и...

ОНИ ЛЮБИТЬ УМЕЮТ ТОЛЬКО МЕРТВЫХ!!!
Название: Калiна
Отправлено: Seaman от 15 июня 2003, 14:32:33
Но мы-то любили его всегда!!!И популярность он имел огромную, пластинки выходили, по радио его песни часто звучали.Да, по телевизору мы его редко видели, кстати, тогда ето списывалось на его нефотогеничную внешность....)))))Не знали мы о гонениях...Да и какие гонения можно было представить на Ободзинского во времена Deep Purple and Black Sabath?
Я в то врамя даже понятия не имел, что в песнях Ободзинакого можно увидеть что-ти "западное,запрешенное"...))))
Да, а теперь - "Волшебный голос Ободзинского!!!!"Действительно, почему было ето не сказать тогда?Кстати, до сих пор его"ниша" в пост советской естраде пуста..Или кто-то может предложить кандидатуты?Пел в стиле Тома Джонса Серов, на мой взгляд - неплохо пел..А что бы сказали специалисты?Кстати, он в моем городе,Луцке, был руоководителем ансамля "Свитязь", ето тот, что аккомпанировал Зенкевичу, Василию,Может кто на Белорусии знает..Известный в 70-80 певец был, и не только на Украине...Сейчас его иногда можно встретить на улицах города...Поет, но редко его слышно,забилиЗвезды украинской естрады"....))
Название: Калiна
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 15 июня 2003, 14:55:37
Цитироватьавтор оригинала Seaman
Да и какие гонения можно было представить на Ободзинского во времена Deep Purple and Black Sabath?

Ну, дружище, Deep Purple and Black Sabath были там, а гонения-то - тут.
До Луцка не долетало просто этих волн, но они были.
В середине 70-х было указание - всем ВИА "с целью популяризации среди молодежи" включить в репертуар не менее двух песен про строительство БАМ. И включили - особенно "Самоцветы" расстарались...
Песняров как "союзную республику" не трогали, равно как и грузин с узбеками и молдаванами. :)
А московским досталось, им всегда больше всех доставалось.
Питерским тоже доставалось, но по-другому - у них был самый мерзкий и реакционно-погромный обком, покруче даже белорусского ЦК.
Название: Калiна
Отправлено: I-330 от 15 июня 2003, 15:01:51
Цитироватьавтор оригинала Seaman
Пел в стиле Тома Джонса Серов, на мой взгляд - неплохо пел.

Пел, наверное, не плохо, но зато как артикулировал...! Как говорил наш преподаватель по риторике: "рот полный дикции", хотя, конечно, смысл доносил.:)
Название: Калiна
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 15 июня 2003, 15:21:15
Цитироватьавтор оригинала Seaman
Кстати, до сих пор его"ниша" в пост советской естраде пуста..Или кто-то может предложить кандидатуты?Пел в стиле Тома Джонса Серов, на мой взгляд - неплохо пел..

Просто скажу словами Маяковского, несколько фривольными:
"Не делайте под Пушкина, не делайте под Лермонтова. Делайте под себя"

Кстати, раз уж вспомнили Ободзинского, отмечу его несомненное влияние на раннего Мулявина.
Послушайте, как Мулявин пел "Дилайлу", и сравните с "Эти глаза напротив". От Ободзинского там больше, чем от Тома Джонса.

Помню, всех потряс Ободзинский, спевший русскоязычную замену оригинального саундтрека в фильме "Золото Маккены" в нашем прокате. И всегда было  интересно, кто же и как поет в оригинальном саундтреке.
Когда же наконец услышал оригинал, оказалось, что там поет... очень мною любимый певец и виртуозный гитарист Хосе Фелисиано (слепой от рождения)!
Но поет Фелисиано попроще, не столь мощно и кантиленно.
Название: Калiна
Отправлено: Круляушчызна от 15 июня 2003, 19:03:31
Ne znayu naschet geliya, i togo na skolko on povishaet "pishanie", a ya vot vchera prinyal ochen mnogo ochen holodnogo piva... I kak ni stranno pelos vesma neploho! "Nas izvleku iz pod oblomkov, i t.d i t.p.

A po povodu vdihaniya zhidkogo azota - etot fokus deistvitelno imel mesto bit, no na demonstraciyah takih "fokusov" prostih smertnih vsegda preduprezdayut - "Ne povtoryat! Opasno!" Na skolko ya ponyal tam eto vsyo kakto hitro vdihalos, i ispituemiy ne otmorozil sebe vsyo naproch.
Название: Калiна
Отправлено: Круляушчызна от 15 июня 2003, 19:07:39
Rad kstati chto vspomnili moi lyubimiy "Black Sabbath". Zhalko chto vspomnili po povodu goneniy. Konechno vokal Ozzy Osbourne eto vam ne Pesnyary... No, ne stoit zabivat, chto hotya Sabbath bili TAM (za bugrom) vsyo ravno rebyatam is Sabbatha chastenko dostavalos ot obshestvennih organizaciy za... kak bi tochnee virazitsa... za psevdo-satanizm navernoe. Hotya konechno "goneniya" Sabbatha na zapade ne idut v sravneniya s goneniyami v CCCP.
Название: Калiна
Отправлено: padbiarez от 16 июня 2003, 17:18:57
1330! Гэта галоўны аматар Абадзінскага так і сказаў: не павяду, маўляў, за цывілізацыяй! Маладзец!
Название: Калiна
Отправлено: I-330 от 17 июня 2003, 11:01:08
Падбярез! А вот интересно: Вы-то аматар или не аматар? (Тут ряд товарищей по этому поводу уже высказались:) - "присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь!")
Название: Калiна
Отправлено: padbiarez от 17 июня 2003, 15:49:20
1330! Аматар я, яшчэ які! Усяго, што радуе вока, сэрца й душу -- дзевачкі там, добрая музыка, цікавыя людзі, як хоць бы тут на форуме. Ад Абадзінскага, дарэчы, не крывіўся ніколі. А вось у працы, спадзяюся, завадовец, хоць уласны рэйтынг не задзіраю да зор.
Название: О вокале
Отправлено: Ш.О.Пен от 08 июля 2004, 22:32:58
В конце 70-х ТВ показывало, как отдельный музыкальный номер, песню "Явор и калина"
 - съемки с концерта в каком-то небольшом зале.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 09 июля 2004, 21:53:46
Помню выступление Песняров с песней "Явор и калина" в телепередаче "Шире круг" в 1978 году. Но это была съёмка под фонограмму. Интересно, что вступительный вокализ даже не изображался. Весь ансамбль стоял смирненько и слушал голос, "льющийся с небес". Я так и не знаю, чей это голос. Может подскажете? Или это микс из Кашепарова, Исуповой, Дайнеко, Мисевича и Борткевича? Технология, позднее использованная для озвучания фильма про Фаринелли :idea:
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Гладков от 09 июля 2004, 22:47:36
Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
Я так и не знаю, чей это голос. Может подскажете?
Это один из самых удивительных вопросов за последнее время: столько раз на разных форумах уже обсуждался фальцет Кашепарова... что уже как-то неудобно становится.

Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
Или это микс из Кашепарова, Исуповой, Дайнеко, Мисевича и Борткевича?
А после 1979 года Исупову, наверно, специально вызывали на концерты для микса (концовка песни "Калiнушка")... а после 1980 - ещё и Борткевича (тоже "Калiнушка"). А до 1977 года, наверно, вызывали Дайнеко ("Балада а мацi", концовка "Памяти Виктора Хара" и т.д.)...

P.S. - Никаких спецэффектов для этого не использовалось, кроме обычного ревербератора, через который пропускались и все остальные голоса.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 09 июля 2004, 23:14:51
Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
Технология, позднее использованная для озвучания фильма про Фаринелли :idea:
Олег, если интересна технология, по которой делали Фаринелли - могу рассказать в разделе "аранжировки и звукорежиссура".
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 10 июля 2004, 00:45:24
Да, Олег, про фальцет Кашепарова я читал. Теперь Вы меня окончательно убедили. Умеете Вы ответить :appl:

Расскажите, Анатолий. Я, правда, тоже что-то читал... Склероз, наверное:(
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 10 июля 2004, 02:00:19
Дело в том, что вопрос, кто поет верхний голос в Яворе, всплывает тут в течение двух лет с регулярностью раз в 3-4 месяца.
Вот Олега Гладкова и допекло. Можно понять!

Голос Фаринелли - это программа AudioSculpt от французского института IRCAM. С помощью этой же программы делался голос Инопланетной Дивы в "Пятом Элементе", голоса динозавров в "Юрском парке", и многое другое.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 10 июля 2004, 04:08:14
Концовка песни "Калiнушка" – это "Ажанила мати", да? Звук "пилы" (если смычком), как указывает "орган СМУРа"?
Летом 1981 Песняры исполняли в Павлодаре обрядовые песни, в том числе "Калину" (кстати, моя мама, украинка, узнаёт в ней украинскую мелодию /частично/, что, впрочем не отрицает композиторской роли Мулявина; композиция – это не только мотив, а всё в комплексе). Кашепаров действительно в момент концовки был у микрофона, и как будто бы пел. Но голос "муга" звучал как-то отчётливей. Так мне показалось. Вообще, Анатолий исполнял в концерте много вещей и хорошо, но в то же время было очевидно, что голос очень сел. Тем более что рядом трудился новобранец Пеня, просто поразивший чистотой и свежестью голоса.
Был ещё момент, когда Анатолий свистал художественным свистом в песне "Удоль па вулке ходзiць Ваня". Тоже, до того уж синтезаторный шёл посвист! Впрочем, пустяки, достоинств Кашепарова это нисколько не умаляет.

Голос Фаринелли, как и голос Дивы в "Пятом элементе" - это ведь не только программа AudioSculpt от IRCAM, но и смикшированные голоса (тембры) Каллас, Кабалье, Карузо, Корелли, Джильи... Это я и имел в виду. :)
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Гладков от 10 июля 2004, 09:59:52
"Вообще, Анатолий исполнял в концерте много вещей и хорошо, но в то же время было очевидно, что голос очень сел"
 
В 80-х голос Кашепарова начал заметно садиться, всё чаще быть не в форме, появилась тенденция к занижению своих партий в многоголосии. Доходило до того, что "Вологду" опускали на тон вниз. С фальцетом, возможно, происходило то же самое. Достаточно послушать "Калинушку" на двойнике "Зачарованная", где её поёт Пеня. Диск записывался с "живого" концерта. В концовке песни у Кашепарова произошло "несмыкание", в результате которого пение фальцетом на некоторое время прервалось, затем снова возобновилось. Это очень отчётливо слышно на диске. Почему эту песню включили в альбом - загадка.

Свист в песне "Удоль па вулке ходзiць Ваня" делался на синтезаторе. Кашепаров делал лишь мимику, переняв её у Николаева, который исполнял эту песню до своего ухода из группы.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Valdemar от 10 июля 2004, 17:45:32
Кашепаров исполнял  свое фирменное фальцетное соло в мулявинской "На бітым гасцінцу"  (На мощеном тракте) на концертах в 1987 г.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 10 июля 2004, 22:20:29
Хочу дожать свою мысль.

Как голос Фаринелли и голос Дивы - смикшированные голоса великих вокалистов, так и голос, исполняющий вокализ в песне "Явор и калина" – словно бы экстракт всего богатого тембрами и обертонами песнярского многоголосья.:appl:

...А это точно фальцет Кашепарова?
:D :devil:
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Гладков от 11 июля 2004, 00:44:32
Причём далеко не самый высокий. Верхняя нота аж на квинту ниже верхней ноты в "Калинушке" и на кварту ниже верхней ноты Витаса в "Белоруссии" (квинта и кварта - это очень большие интервалы для вокала).
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 12 июля 2004, 18:21:08
Олег Петухов! Мне лениво объяснять разницу между микшированием и семплированием. Может, коллега Гладков это сделает? Смикшировав голоса, нельзя получить сольный вокал.
Применяемая в AudioSculpt технология гораздо сложнее, чем механическое соединение ч-л. Да и семплирование - это только первый этап.
Года 2 назад одна девушка с звукорежис. отделения Гнесинской Академии писала курсовую о технологии голоса Инопланетной Дивы. У меня она есть в компьютере, но это уже будет совсем офф-топик.


О.П.: "голос, исполняющий вокализ в песне "Явор и калина" – словно бы экстракт всего богатого тембрами и обертонами песнярского многоголосья"

И я бы не сказал, что фальцет Кашепарова богат обертонами, как любой другой фальцет. Механизм фонации при фальцете в принципе не может дать много обертонов, такова уж его природа.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 12 июля 2004, 19:29:56
Анатолий, я это всё немножко с улыбкой пишу (как мне кажется). Но спасибо огромное Вам и Олегу, что овечаете всерьёз. Думаю, что эти ответы важны многим.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 12 июля 2004, 22:18:09
Так что же, записывая в 1977-м "Явор и калина", Песняры не пользовались ни сэмплингом, ни AudioSculpt от IRCAM? :D :devil:

Какое, всё-таки, удивительное ВЗАИМПРОНИКНОВЕНИЕ голосов! И фальцетов. (Прошу у специалистов прощения за очередное безграмотное суждение). :gentleman
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 12 июля 2004, 22:35:19
Олег, В сольном вокализе Кашепарова нет никакого взаимопроникновения голосов. Сольный - он и есть сольный. Если же Вы о хоровых эпизодах - то это другая тема.
"Явор и Калина" записывал звукорежиссер Виктор Бабушкин. При случае поинтересуйтсь у Градского о нем.
Кстати, на похоронах Бабушкина в июле 1998 года Градский очень хорошо, проникновенно говорил о ВБ.
Упоминавшаяся запись "Как молоды мы были" - тоже работа Бабушкина. Уникальная по звукорежиссерским решениям (по тем временам, а это 77 год был)
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 13 июля 2004, 19:29:11
Да нет, Анатолий, говоря о взаимопроникновении голосов, я именно этот одинокий крик имею в виду. Одинокий, но словно всем хором исторгнутый. Как и сам вокал Кашепарова на каком-то "молекулярном" уровне несёт информацию обо всём хоре, всей палитре тембров. И никаких сэмплов и AudioSculpt, только живая практика!
Попробуйте приладить сюда (я имею в виду не только "Явор и калина", но и все те эпизоды, которые перечислил Олег Гладков) верещание Витаса. По-моему, не клеится. Так что, не просто фальцет.
О взаимопроникновении голосов была очень интересная беседа по ТВ "Культура" с певцами Хора Турецкого. Они поют и большим хором, и малыми группами. Допустим, трио. Но вдруг один голос почему-то выпадает. Поют двое. А в звучании – абсолютное ощущение присутствия третьего голоса. Только за счёт обертонов, гармоник в пении оставшихся двух. Это уже не моё дилетантское измышление, это их живая практика.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 13 июля 2004, 21:48:52
Олег, объяснять про обертоны мне еще более лениво, чем про семплы :(
ну ребята пошутили насчет третьего, а вот так всерьез восприняли. Миша вообще большой прикольщик...
А фальцет Кашепарова, несущий всю информацию о саунде "Песняров", да еще на молекулярном уровне - это я без комментариев оставлю. Я человек далекий от мистики, ближе к технике...

Мне эти рассуждения напомнили один случай на приемных экзаменах на звукорежиссерское отделение РАМ. Там заводят несколько раз одну фонограмму, потом несколько раз другую, и просят их сравнить письменно.
Вот завели одну фонограмму первый раз, потом второй - и девочка спрашивает: "А что, уже можно писать?"
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 14 июля 2004, 00:27:40
Анатолий, а может у вас там, на экзамене, мафон подклинило? :p:
Не думаю, что солисты Турецкого прикалывались, вполне дельный шёл разговор. Кстати, шутника Миши (Вы и с ним на короткой ноге?:rolleyes: ) при этом не было.

Известно, что Леонардо да Винчи распознавал гораздо больше цветовых оттенков, чем обычные люди. А у Анастасии Цветаевой есть документальная повесть о звонаре Сараджеве, который в одном колокольном "бом-м-м..." слышал целую симфонию оттенков. Другие люди его не понимали, потому что ни фига не слышали... Я тут себе феноменальных способностей не приписываю. Да и не образован. Чисто от восприятия иду. Но думаю, вот найдётся специалист, пообследует "на молекулярном уровне" песнярский вокал периода "Явора и калины", Нобелевскую премию получит. Не хотите попробовать?
:idea:
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 14 июля 2004, 01:58:11
Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
Анатолий, а может у вас там, на экзамене, мафон подклинило? :p:
Не думаю, что солисты Турецкого прикалывались, вполне дельный шёл разговор.
(1) Кстати, шутника Миши (Вы и с ним на короткой ноге?:rolleyes: ) при этом не было.

(2) А у Анастасии Цветаевой есть документальная повесть о звонаре Сараджеве, который в одном колокольном "бом-м-м..." слышал целую симфонию оттенков. Другие люди его не понимали, потому что ни фига не слышали...
(3) Но думаю, вот найдётся специалист, пообследует "на молекулярном уровне" песнярский вокал периода "Явора и калины", Нобелевскую премию получит. Не хотите попробовать?
:idea:

прямо по пунктам, с вашего позволения.

1. Знакомы с 1993 года.
2. Константин Сараджев был не звонарь, а дирижер, изучавший колокола. Я лично принимал участие в подготовке доклада об акустике колокольного звона на парижском (2000) конгрессе AES.
3. Нобелевскую премию по физике ни разу не давали акустикам. А вот об особенностях именно бабушкинских зарисей Песняров можно и поговорить. Кстати, этот диск был не в студии "Мелодии" записан.И это слышно...
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 14 июля 2004, 04:41:43
"У меня все ходы записаны" (DNP :) ).
Я уже приводил по одной из тем высказывание Эдуарда Артемьева, сейчас процитирую полностью: "Я понял самоценность звука, его способность вмещать в себе макромир и микромир. Звук несет в себе информацию, не техническую, а духовную, передаваемую исполнителем. Звук наполнен духом.".
Так что чисто технического подхода, Анатолий, наверное, недостаточно. Если обмысливать не только "секреты саунда". Я, например, в данной теме пытался говорить не о саунде, а о пении. Причём живом.
Однако, у Песняров и бас-гитара пела (поклон Борису  :) ).  
Стоит, мне кажется, в очередной раз восхититься Песнярами. Всё-то у их было:
И саунд.
И музыка.
И хорошие песни.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: отец Георгий от 14 июля 2004, 06:48:49
К.К.Сараджев (1900-1942) был-таки звонарем церкви
Св.Марона в Москве. Он различал 1701 тон в октаве.
Книга А.Цветаевой о нем наз. "Мастер волшебного
звона"
О мистическом в музыке: думаю, что это глубоко субъективно. Однако с мнением о том, что фальцет
Кашепарова несет в себе чуть ли не весь генетический код Песняров, я не согласен. Один из
голосов, прием как прием - не более. Еще один образец использования этого фальцета, как приема
аранжировки, хорошо помню по концертам Песняров:
в песне "Ажанила маци..." он пел проигрыш в
унисон со скрипкой.  
С добрыми пожеланиями.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Гладков от 14 июля 2004, 09:03:23
Цитироватьавтор оригинала отец Георгий
Один из голосов, прием как прием - не более.
Абсолютно согласен. Просто молчал пока...

Цитироватьавтор оригинала отец Георгий
в песне "Ажанила маци..." он пел проигрыш в
унисон со скрипкой.
Отец Георгий, "Ажанiла мацi..." и "Калинушка" - это одна и та же песня. Так что этот проигрыш (вернее, концовку) уже обсудили, но под вторым названием песни (точнее, под главным названием).
Кстати, это был не унисон со скрипкой, а октава... но это уже мелочь. Об этом моменте и шла речь, когда произошло так называемое "несмыкание" (на двойном альбоме "Зачарованная").
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 14 июля 2004, 19:04:50
Цитироватьавтор оригинала отец Георгий
К.К.Сараджев (1900-1942) был-таки звонарем церкви Св.Марона в Москве. Он различал 1701 тон в октаве.
Книга А.Цветаевой о нем наз. "Мастер волшебного
звона"
О мистическом в музыке: думаю, что это глубоко субъективно. Однако с мнением о том, что фальцет
Кашепарова несет в себе чуть ли не весь генетический код Песняров, я не согласен. Один из
голосов, прием как прием - не более.

Я бы советовал осторожнее относиться к полухудожественной публицистике. А серьезных исследований слуха Сараджева не было.
Так что подтвердить число 1701 нечем, к сожалению, как и опровергнуть.
Я обращусь по этому поводу к наибошее авторитетным российским специалистам - И.А.Алдошиной и В.П Морозову - может, у них есть информация, или данные по слуховым особенностям.
Пока же вертикальная разрешающая способность в 0,06 цента кажется невероятной и противоречит данным науки.

Что до фальцета, то я совершенно не согласен с тем, что это чуть ли не "квинтэссенция" Песняров.
Как раз этот прием у них применяется редко и в особых случаях.
Это Be Gees и Beech Boys всю дорогу шпарили фальцетом в качестве главного мелодического голоса. А солисты Песняров пели нормальными голосами.
Название: Редкие телевизионные записи
Отправлено: Олег Петухов от 14 июля 2004, 19:25:08
Кинулся было к родителям за книгой мемуаров Анастасии Цветаевой "Моя Сибирь", куда включена и повесть о Сараджеве. (Кстати, Анастасия Ивановна жила в нашем Павлодаре сразу после сибирской ссылки, и позже много раз сюда приезжала.). Да спасибо отцу Георгию, который всё разъяснил. Именно "МАСТЕР волшебного звона".

Если звук не наполнен духом, зачем его слушать? Зачем его вообще извлекать?
А, ну да, работа такая...

Анатолий Кашепаров: "Я отдал Песнярам всё, что мог". Из интервью на 30-летие ансамбля.
Ну не доверяете Анатолию "весь генетический код" - не настаиваю. С моей стороны это был некоторый полемический перегиб. Однако в ходе дискуссии лично я стал полнее представлять его вклад в песнярское дело. И его соло всех видов, и верхний голос в ансамбле – дорогого стоят. Не один лишь "резной палисад". :)

А "код", дух, я бы сказал, БЛАГОДАТЬ, что есть в песнярской музыке, – это от Мулявина. (Понимаю Вашу реакцию :devil: ).
Название: О вокале
Отправлено: Олег Верещагин от 09 августа 2004, 00:53:34
Подсмотренная беседа в гостевой книге сайта группы "Белорусские песняры" (http://www.belpesniary.ru):

Олег Гладков (23.05.2004):
...Пеня - тенор, Аверин - баритон. У Аверина верхняя "ля" уже на пределе. В песне - "си-бемоль". Пеня уже не брал своим голосом, а переходил на микст (у него это незаметно получается).

Алёша (Самара)(29.05.2004):
Термин - микст, относится к женским голосам, а в мужских голоса имеется понятие - природный голос и фальцет.

Олег Гладков (30.05.2004):
Полезная информация о вокале для тех, кто не в курсе.  Существует два способа звукообразования: грудной и фальцетный. Грудной - полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает низкое положение. Фальцет - замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края. Микст - плавный переход от грудного звучания к головному и фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение). В академическом вокале мужской микст не рассматривается как певческий голос, а женский - рассматривается и считается одним из способов звукоизвлечения. Это не означает, что его не может быть у мужчин. Есть, но далеко не у всех. В эстраде такое звукоизвлечение рассматривается. Условно его можно назвать "фальцет на опоре". "А кто-то в Олеге Аверине увидел баритона!?"... прежде всего, сам Олег Аверин. Кроме того, все его коллеги по ансамблю... и, разумеется, любой спец по вокалу. Пришлось настрочить всё это, дабы уважаемая публика не вводилась в заблуждение кем ни попадя.

Анатолий Вейценфельд(31.05.2004):
"В академическом вокале мужской микст не рассматривается как певческий голос" Олег, я бы сформулировал чуть иначе - этот способ фонации не является приемлемым для акад. пения. Аверин может быть назван баритоном условно, по принципу "что не стихи - то проза" :-))  Раз не тенор - то баритон... На концерте в Кремле Олег пел начало первого куплета в "Александрине", а Кобзон продолжил. Не возьму на себя смелость заявить, что я слышал два голоса, относящиеся к  одному типу :--)))))

Олег Гладков (31.05.2004):
Анатолий Вейценфельд пишет о Кобзоне и Аверине: "Не возьму на себя смелость заявить, что я слышал два голоса, относящиеся к  одному типу". Анатолий, не мне тебе объяснять, что за всю историю "Песняров" у них не было ни одного солиста с правильно поставленным голосом. Поэтому такое сравнение некорректно: у Аверина и Кобзона разные способы звукоизвлечения. Послушай, например, как поёт Катиков на концертах. Но он при мне как-то пропел более-менее поставленным голосом... чистейший баритон. И ты, вокалист, прекрасно знаешь, что если им всем поставить голоса, всё окажется совсем не так, как воспринимается сейчас. А то, что баритон берёт верхнюю "ля" - для тебя это не должно быть в диковинку.

Анатолий Вейненфельд (31.05.2004):
Олег, баритон с поставленным или непоставленным голосом - это все равно баритон.  Катиков на "25-летнем" диске поет "Вечерний звон" - опускаясь довольно низко и залезая в фальцет ( который я всегда слушаю, невольно  напрягаясь - сейчас сорвется!) Вот простой вопрос:  Ал-др Малинин - это кто? Тенор? Баритон? А Том Джонс?  Или (прошу прощения у присутствующих) Киркоров? :-)) А дело в том, что и тенор и баритон имеют свои спектральные характеристики, а бывают голоса, у.которых эти характеристики отсутствуют, и тогда получается "ни то ни се", и тип голоса можно определить тольк по диапазону, что не совсем правильно. Бывают и тенора, которые выше ля не берут. А пример Кобзона, спевшего Александрину в оригинальной теноровой тональности  - тоже характерен.

Олег Гладков (31.05.2004):
Анатолий, у тебя опечатка. "Вечерний звон" поёт Пеня, и ты не можешь этого не знать. Том Джонс и Киркоров в моём понимании - явные баритоны. Малинин - ни то, ни сё... Разумеется, тип голоса определяется прежде всего тембром, а потом уже - диапазоном.

Анатолий Вейненфельд (01.06.2004):
Олег, а вот представь себе, что Том Джонс - тенор! В отличие от Пресли и Хампердинка. Он и меня долго водил за нос, выдавая себя за баритона, но после тщательного анализа выяснилось - тенор!  Хотя и очень плотный, с баритоновой окраской.  Ведь можно еще и тесситурный статистический анализ произвести, и тогда выяснится, что вниз Джонс никогда не лезет, зато наверху сидит подолгу и легко забирается очень высоко - ни одни баритон не выдержит.  Киркоров - да уж, не тенор... :-)))

Алёша (Самара) (02.06.2004):
Пласидо Доминго начинал свою сольную карьеру баритоном. И что? Природу Матушку не обманешь. Или у него тоже наверху микст (фальцет на опоре)?

Анатолий Вейненфельд (02.06.2004):
Джеймс Стюарт, "вагнеровский" "героический" тенор (есть и такой редкий тип голоса) тоже начинал баритоном. Но чаще тенора переходят в лирические баритоны: а что - наверх лазить не надо, внизу тоже ничего особенного.   Я знал одного такого, Миша Булатов, сейчас в каком-то Питерском театре поет, может в Мариинке даже. В Московской консерватории числился баритоном у Гуго Тица, но меня всегда удивлял его тембр - слишком теноровый...

Алёша (Самара) (03.06.2004):
Хорошо, уговорили. Олег Аверин - баритон с природным тембром тенора! МИР, ДРУЖБА?!
Название: Re: О вокале
Отправлено: Luna от 16 февраля 2008, 01:10:25
Огромное спасибо автору за создание такой интересной темы.
У меня есть вопрос к вокалистам. Подскажите, пожалуйста, как называется  вот этот вокальный приём?  Или это и есть микст? И используют ли  его вокалисты "Песняров"?
Насколько я знаю на эстраде частенько такое можно услышать.

Он прослеживается примерно на 00:50 секунде

http://www.guit.ifolder.ru/5367005

Название: Re: О вокале
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 16 февраля 2008, 13:03:22
Луна, принято считать, что у женщин нет фальцета. Но некое подобие все же есть. Вот это тот случай. Такое звукообразование используется в тирольском пении "йодль".
Песняры его иногда использовали, но старались в сольном пении фальцетом не петь, а все же "подключать грудь" и петь тем самым микстом. В хоре же верхний голос часть пел фальцетом.
Иногда фальцет использовался как особая инструментальная краска, прежде всего, знаменитый вокализ в "Яворе и калине".
Название: Re: О вокале
Отправлено: Олег Верещагин от 20 июля 2010, 18:45:28
Тема соединена из трёх.
Название: Re: Калiна
Отправлено: mugler02 от 19 августа 2011, 22:36:27
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 15 июня 2003, 12:36:14
Вспомнили о нем только в перестройку, да уже рак горла и...
Интересно, кто вам такое рассказал, про рак горла-то?))))))))))))))))
Название: Re: О вокале
Отправлено: Arkady от 19 августа 2011, 23:06:43
Вы бы хоть на дату сообщения обратили внимание. Кто это может помнить, что кто кому рассказывал в июне 2003 года?  :confused: