8 сентября в минской Арт-гостиной «Высокае мѣста» при поддержке еженедельника "Аргументы и факты в Беларуси" открылась выставка известного белорусского фотохудожника Михаила Маруги «PRO ЯВЛЕНИЕ. ПЕСНЯРЫ», посвященная празднованию 955-летия города Минска. Экспозиция будет открыта по 9 октября включительно.Эта экспозиция – результат едва ли не полувекового сотрудничества фотохудожника с «Песнярами». Мастер отобрал для показа самые яркие и значительные работы, иллюстрирующие мгновения творчества популярного музыкального коллектива, ставшего символом Беларуси. На выставке «PRO ЯВЛЕНИЕ. ПЕСНЯРЫ» можно будет увидеть фотографии, сценические костюмы и украшения, музыкальные инструменты и пластинки ансамбля. Каждая вещь уникальна и неповторима, как и все творчество «Песняров».
Пожалуй, именно Михаил Маруга больше всех снимал музыкантов знаменитого ансамбля, в том числе во время гастрольных поездок, запечатлев на пленку самые значительные программы и концертные выступления коллектива.
- «Песняры» занимают особое место в моем сердце. Это яркие, интересные люди, потрясающие музыканты-профессионалы, ни на кого не похожие. Каждый из них – легенда. Я просто фиксировал репетиции и концерты. Делал зарисовки, портреты. Со временем эти фотографии стали культовыми. Так, некоторые из них публиковались сразу, а другие – спустя десятилетия. Примечательно, что у каждой фотосессии совершенно особый взгляд, равно как и темы музыкальных произведений «Песняров», - рассказал Михаил МАРУГА.
Михаил МАРУГА – один из самых известных фотохудожников Беларуси, член Международной ассоциации дизайнеров, Союза дизайнеров Беларуси и др. Его называют родоначальником рекламного фото в Беларуси. Героями его фотографий в свое время становились звезды мирового шоу-бизнеса: Robert Plant, Воney M., Nazareth, Scorpions, Army of Lovers и многие другие.
(https://static1-repo.aif.by/1/44/50454/c/cd046b81b4bf2be4a31b2e8de0aa38b4.jpg)
За его плечами – десятки разнообразных фотовыставок и тысячи фотографий, выполненных в самых различных стилях. Увлечение творчеством легендарного ансамбля «Песняры» – особая страница в личной и творческой биографии Михаила Маруга. И если люди из мира моды и бизнеса знают его как крестного отца многих рекламных фотобрендов (постеров, календарей, буклетов), то для поклонников и знатоков творчества ВИА «Песняры» Михаил Маруга – культовый фотограф-летописец, запечатлевший в своих фотоработах знаменательную историю великого ансамбля. Благодаря особому таланту фотографа и его дружбе со многими музыкантами «Песняров» в его архиве хранятся сотни фоторабот, которыми он щедро делится с поклонниками. Источник... (https://aif.by/timefree/afisha/fotovystavka_mihaila_maruga_pro_yavlenie_pesnyary_otkroetsya_8_sentyabrya)
Арт-гостиная «Высокае мѣста» (https://www.minskmuseum.by/art-gostinaya-vysokoe-mesto#proezd) находится по адресу: Минск, ул. Герцена, 2а (недалеко от метро Немига)
Время работы: 11.00 – 19.00
Вход для посетителей: 11.00 – 18.30
Рабочие дни: среда - воскресенье
Выходные дни: понедельник, вторник
Я знаю, что некоторые московские поклонники "Песняров" едут в Минск на концерт памяти Леонида Борткевича (https://philharmonic.by/ru/concert/mne-ne-zabyc-toy-pesni-vecher-pamyati-leonida-bortkevicha) 23 сентября.
Надеюсь, они посетят и фотовыставку Михаила Маруги.
Евгений, спасибо за информацию !
С большим удовольствием посетим фотовыставку Михаила Маруги. :friends:
Толя, именно после твоего вопроса о выставке я немного погуглил и написал здесь. :)
Обрати внимание на это:
Выходные дни: понедельник, вторник
Моё (пока что переписочно-телефонное) знакомство с Михаилом Маругой состоялось, как и многие "песняровские" знакомства, с подачи Оли Брилон.
Когда мы готовили издание диска "Владимир Мулявин. Повинуясь песенному дару..." (https://pesnyary.com/album/vladimir_mulyavin_), нам понадобились для буклета фото "Песняров" 80-х - 90-х годов. И мы попросили Михаила Маругу разрешить использовать фотографии ансамбля, размещённые на его фейсбучной странице. Михаил сказал нам ни в коем случае с ФБ ничего не таскать, а написать ему, какие именно снимки нужны, чтобы он прислал их же, но с более высоким качеством. Что и было сделано. Михаил ещё добавил, что в буклете "Венка" (https://pesnyary.com/album/vyanok_) есть одна из его фотографий, и зря мы у него не спросили, он бы нам такую же, но более чёткую прислал. К сожалению, я тогда не знал, что это его фото, и вообще фотографы, снимавшие "Песняров", казались мне людьми далёкими и недостижимыми. Поэтому и не спросили. На наше счастье, люди эти оказались гораздо ближе, чем мне представлялось. :) Спасибо им!
Когда мы говорили с Михаилом о фотографиях для "мулявинского" диска, я, понимая, что у фотографа такого класса нет ничего лишнего в кадре, спросил, могу ли я, учитывая маленький размер страниц буклета, кадрировать его снимки. И любезное разрешение было получено.
Вскоре после выхода пластинки Марина Мулявина, разумеется, подарила диск Михаилу Маруге. Не скрою, мне было чертовски приятно, когда он позвонил, поблагодарил нас за это издание и сказал, что ему понравились и диск, и качество печати.
Активную съёмочную деятельность он начал уже ближе к закату ансамбля, где-то в 1992 - 93 году...
Кажется, у него ещё отец тоже был фотографом и снимал Песняров в 70-е, если не ошибаюсь.
Не знаю, насколько активно, но Михаил снимал "Песняров" с конца 70-х.
Пример из статьи по ссылке в первом сообщении темы:
(https://static1-repo.aif.by/1/44/50452/c/3dede84a7ac4ea34859e77b2ad957239.jpg)
Минск, Дворец спорта, 1978. Поэма-легенда «Гусляр»
Первый раз мы его увидели в 1992 (а ездили мы с Бородой в Минск по нескольку раз в году). Тогда и познакомились. Он сказал, что хочет снимать ансамбль на постоянной основе. Что-то ещё говорил про своего отца (сейчас уже не помню точно): то ли отец снимал Песняров в 70-е, то ли записывал их концерты (вроде Песни о Доле...).
Во всяком случае, "50 лет с Песнярами" - это слишком преувеличенная формулировка. Думаю, "30 лет" более подходящая, и нисколько его не уничижающая.
Ту фотку (1978), что ты опубликовал, я видел за авторством Ю.Иванова ("прикреплённым" фотографом ансамбля), хотя - всё может быть - отец Маруга взял школьника Мишу с собой на концерт :). Хотя и такое представить себе в советское время сложно: нужно иметь специальный пропуск, чтобы стоять за кулисами, аккредитацию...
А так, фотограф он, конечно, неплохой и вполне себе профессиональный.
Это моя работа - М.Маруга.jpg
Серпом по . . ..jpg
"Серпом по..." :)
Виктор, людей, много фотографировавших "Песняров", не так много - навскидку: Юрий Иванов (пожалуй, самый известный), Евгений Коктыш, Михаил Маруга.
М.б. вы ещё кого-то знаете?
Витенька, если бы не Вы, кто бы знал такого фотографа, в самом-то деле?! Вот Вы объяснили, и сразу стало всё понятно! Я непременно познакомлю Михаила с фактами его биографии, ему будет очень интересно, я думаю!
Валодзя Парфянок, праграма "Вянок".
Дмитрий, спасибо за уточнение. В вашей энциклопедии как раз есть редкое фото "Песняров" в костюмах, сшитых для "Венка".
Борода говорил, что в этих костюмах "Песняры" выступили всего один раз - на показе программы в Белгосфилармонии. Костюмы были красивые, но, опять же со слов Бороды, неудобные, особенно Эдуард Тышко был недоволен, что в них очень жарко.
Цитата: Ameli от 18 сентября 2022, 23:03:52Я непременно познакомлю Михаила с фактами его биографии, ему будет очень интересно, я думаю!
Опять "донос"... :)
Нет, :lol: эти люди неисправимы!
Приписывание себе лишних годков - история не сегодняшнего дня. Вспомним Павла Слободкина, Ярмоленко или того же Макаревича, который скоро будет справлять 60-летие своего ансамбля (то есть, когда взял в руки гитару :) )...
Здесь похожая история. Зачем писать "снимал Песняров 53 года"? Это нелепость, а вы защищаете этот абсурд: 9-летний мальчик спокойно ходил за кулисами, как у себя дома и профессионально снимал ансамбль, устанавливал штатив и т.д., к тому же на широкоформатную камеру.
Давайте уже включим здравый смысл. :friends:
Михаил Маруга начал снимать "Песняров" примерно с 1974 года. Это с его слов, и фото соответствующие у него в архиве есть. Кстати, эти данные озвучил не он, а журналистка в своем репортаже о выставке. Она вполне могла округлить дату, как ей было удобно для текста, не подозревая о том, что Витя Лашков вздумает пригвоздить фотографа к позорному столбу. Миша 1957 года рождения, так что "мальчику" было уже гораздо больше годков, тем более, что с 1969 года он ходил в фотокружок при Дворце пионеров и через несколько лет снимал уже довольно профессионально. Его отец, кстати, был учителем трудов, играл на балалайке и к фотоделу не имел ни малейшего отношения. Но Вам, Витя, огромный привет от Михаила Маруга за глубокое проникновение в тему с подробным анализом, включая подозрительный факт заимствования фото у Юрия Иванова. Он, кстати, тоже был на открытии выставки, но не заметил плагиата. Так что от Миши Вам обещана бутылка!
Итак, продолжаем пиарить выставку М.Маруги :)
То есть, Песняров снимал не 53 года, а 28 лет. Уже лучше, но я всё же, останусь при своём мнении: мы его впервые увидели в 1992 году... :confused:
Снимать начал с 1974, т.е. примерно как и мы с Бородой, скорее всего из зала с мест, поскольку подходить к сцене строго тогда запрещалось (даже с цветами стоять у стенки было нельзя - подпускали только в паузе между песнями), я уж не говорю про закулисы.
Да и фотоаппараты какие тогда были - Смена, Зоркий да ФЭД... Так что качество было только у Ю.Иванова. Это так, к слову.
За бутылку спасибо, но предпочту вернуть её даме, как говорится :lol: "от нашего стола - к вашему столу".
Цитата: modest от 30 сентября 2022, 23:00:21Да и фотоаппараты какие тогда были - Смена, Зоркий да ФЭД...
Ещё «Зенит» и «Pentacon Praktica L».
Цитата: modest от 30 сентября 2022, 23:00:21продолжаем пиарить выставку М.Маруги :)
Виктор, ну кто так пиарит? Сразу видно, что в рекламном агентстве вы при таком подходе не проработали бы и двух дней. :)
Если уж пиарить, то надо писать
"Спешите! До конца работы выставки осталась всего неделя!!!"Цитата: modest от 30 сентября 2022, 23:00:21мы его впервые увидели в 1992 году... :confused:
А я Кена Хенсли впервые увидел в 2002-м. И что теперь, если его дискография начинается с конца 60-х? :)
Цитата: modest от 30 сентября 2022, 23:00:21Да и фотоаппараты какие тогда были - Смена, Зоркий да ФЭД... Так что качество было только у Ю.Иванова.
Это повод Оле спросить у Михаила Маруги, какие у него были камеры в конце 70-х. Кстати, уже в конце 60-х отечественная промышленность выпускала очень приличные как дальномерные, так и зеркальные фотоаппараты: "Зенит", "Киев", "Старт". Были и обычные, и широкоплёночные (6х6 см) камеры, и всевозможные сменные объективы. А в 70-х (если не раньше) вполне можно было купить ГДРовские зеркальные Pentacon Praktica. Возможно, у Юрия Иванова как раз Praktica и была, можно будет у него при случае спросить. Но в любом случае, купить качественную фототехнику в СССР в конце 70-х труда не составляло, были бы деньги.
И даже неловко напоминать, что не всё так просто в искусстве фотографии - у одних и на примитивной технике получаются шедевры, а у других и на самой навороченной посредственные снимки. Это примерно как у художников - казалось бы, чего проще: у кого дороже холсты и краски, тот и Рафаэль вдохновенный с Микельанджело Буанаротти в одном стакане, ан нет, поскольку много чего ещё нужно уметь и чувствовать.
Да, помню эти очереди за Зенитами...
Достать их было совсем не просто в начале 70-х. Хотя, вроде бы на Вилейке (что под Минском) тоже начали их тогда выпускать, и в Белоруссии, возможно, было с этим полегче.