Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Стили и направления

Автор Олег Верещагин, 05 июля 2004, 03:27:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Какие из стилей в творчестве Песняров Вам наиболее близки? (несколько вариантов)

Популярные песни
11 (10.3%)
Фолк-рок
23 (21.5%)
Арт-рок (Янка Купала и пр.)
20 (18.7%)
Крупные формы ("Песня о Доле", "Гусляр")
20 (18.7%)
Прогрессив-рок ("Крик птицы" и т.п.)
13 (12.1%)
Через всю войну...
9 (8.4%)
Весёлые нищие (Р. Бернс)
3 (2.8%)
Во весь голос (В. Маяковский)
2 (1.9%)
Цикл казачьих песен
2 (1.9%)
Современное творчество (БП, ПБ и ПС)
4 (3.7%)

Проголосовало пользователей: 27

Олег Верещагин

Друзья, хочу предложить вам ещё один опрос, но уже на тему «Песняров».
Много велось рассуждений на тему того, в каком же стиле играли и пели «Песняры». Большинство людей, особенно молодого поколения, мало знакомых с творчеством этого ансамбля, знают его по песням «Вологда», «Беловежская пуща». Назовём такие песни «популярными песнями». В этот список можно включить песни «Олеся», «Вероника», «Александрина» и т.п.
Есть вторая, большая группа песен, являющихся обработкой белорусских народных песен, такие как «Ой рано на Ивана»,  «Машенька», «Савка да Гришка», «Перепёлочка». Назовём это группу «фолк-рок».
Третья группа – это песни на стихи старых белорусских поэтов таких как Янка Купала: «Наследство», «Чёрные очи», «Людка», «Не гляди на меня» и т.п. Отнесём их условно к стилю "арт-рок".
Крупные произведения «Песня о доле» и «Гусляр» можно было бы отнести к третей группе, но лучше выделим её в четвёртую.
Пятая группа. Это песни, такие как «Крик птицы», «Песня о Минске», «Разлад», «Памяти Виктора Хары», исполненные, как правило, Владимиром Мулявиным, которые условно можно отнести к стилю «прогрессив-рок».
Отдельными пунктами можно выделить группу песен военной тематики "Через всю войну", программу на стихи Роберта Бернса «Весёлые нищие», а также программу  «Во весь голос» на стихи Владимира Маяковского.
Ну и, наконец, цикл казачьих песен и современное творчество (Белорусские Песняры, Песняры Скороженка и Песняры Борткевича).
Несомненно, всё это разделение очень условно. Может, я где-то допустил промах, используя данную классификацию. Думаю, знающие люди меня поправят.
А всем я предлагаю выбрать, какие из указанных «стилей» в творчестве «Песняров» вам наиболее близки. Можно указывать несколько вариантов.

Анатолий Вейценфельд

Олег, твоя классификация показалась немного перекошенной - Доля и Гусляр вместе в одной рубрике, а Бернс, Война и Маяковский имеют отдельные рубрики. Последние три я бы объединил под названием "некоммерческий русскоязычный репертуар", в отличие от "коммерческого русскоязычного": "Наши любимые", "За полчаса до весны" и пр. эстраду
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

Пунктов явно недостаточно. Взять, хотя бы, один только "Крик птицы" (вспоминаю концерт летом 1981 г.):
- вступительное гитарное соло Мулявина – "психоделик",
- следующее за ним соло Мисевича на тенор-саксофоне – "фри-джаз",
- рок-состав с духовыми (сакс и труба Поздышева) – "брасс-рок",
- наконец, пение Владимира Георгиевича – "соул славянский, индивидуально окрашенный".

Можно также поискать и найти: "фолк-бит", "фанки-фьюжн", "клиросное пение", "поэзия шпивай...ца" (как-то так у поляков называется литературно-поэтическая песня). Да много чего ещё. От кантатно-ораториального жанра до ресторанного "шансона" (аверинская "Гитара").

Лично для меня творчество ПЕСНЯРОВ делится главным образом на:
1)   их собственное, АВТОРСКОЕ дело (включая фольклорные композиции – это тоже авторская, композиторская работа);
2)   песни советских песенников.

Совместные с Лученком работы 1970-х годов (от "Спадчины" до "Гусляра") я бы отнёс к 1-й категории.

Анатолий Вейценфельд

Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
Можно также поискать и найти: "фолк-бит", "фанки-фьюжн", "клиросное пение", "поэзия шпивай...ца"

вот это уже "музЫку я разъял как труп" называется.
Вряд ли стоит еще дальше расчленять. Систематизации это не поможет, а только запутает еще больше.
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

Анатолий, просто я смайликов не наставил.
Как я делю творчество Песняров, я написал. Оно для меня живее всех живых. Если и отделяю песни сов. композиторов (да и то не строго), то в отношении авторской музыки Песняров (того, что рождалось непосредственно в ансамбле Мулявина) - ратую за то, чтобы оно воспринималось в целостности. Плодотворной мне кажется следующая моя мысль (вызвавшая внимание Бориса Бернштейна):
"Моментом истины мог бы стать вывод о цельности творчества мулявинских "Песняров" на всех этапах развития. О нестихийности этого развития. О преемственности. О том, что это развитие вообще, во-первых, было, и, во-вторых, может быть даже оно вовсе не завершено" (пост "Концерты 15 и 16 мая", 13-05-04).

Анатолий Вейценфельд

#5
Олег Петухов, не могу согласиться с мыслью о цельности и нестихийности творчества. (Думаю, Олег Гладков выскажется более резко :)  )
К нашему общему сожалению, в репертуаре "Песняров" не такой уж малый процент занимают вещи, по своей худ. ценности не идущие ни в какое сравнение с их лучшими работами. Как можно составить список лучших вещей, так можно составить и список "наоборот". Я берусь легко составить такую подборку "худшего", по сравнению с которой "Самоцветы" или "Веселые ребята" будет куда достойней смотреться... Увы, не надо отворачиваться от правды...
Другое дело, что поклонники коллектива все понимают - см. результаты голосования.
Хотя  около 10% попсового "компонента" - на мой взгляд, слишком высоко, что огорчает...
Если б судьбу знали заранее...

koresh

Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд
...Хотя процент попсового "компонента" на мой взгляд, слишком высок, что огорчает...

думаю, что процент высок из-за того, что изначатьно в попсу ..."Назовём такие песни «популярными песнями»" были включены песни типа "«Вероника», «Александрина» и т.п."...
и это повлияло на окончательный процент...
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Олег Верещагин

А к какому же стилю Вы бы отнесли песни "Вероника" и "Александрина"?

Анатолий Вейценфельд

#8
"Александрина", "Вероника", "Алеся" для меня - это классическая белорусская музыка вокального жанра, вроде песен Шуберта в немецкой музыке.
Кстати, по-немецки такие песни называются не song (зонг), а lied (лид). Зонги - это эстрада, а лид - это камерная вокальная музыка.
В русской музыке все это свалено в кучу и называется "романсом". В результате получается что есть "бытовые" романсы "Темно-вишневая шаль" и "Ночь светла", а есть романсы Чайковского ("Благословляю вас, леса", "Хотел бы в единое слово", "Серенада Дон-Жуана") и Рахманинова ("Сон", "Сирень" и др.) - несопоставимые по сложности формы и содержания.
Если б судьбу знали заранее...

koresh

Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд
"Александрина", "Вероника", "Алеся" для меня - это классическая белорусская музыка вокального жанра...


ЭТИ ПЕСНИ, А БОЛЕЕ ТОЧНО Я БЫ СКАЗАЛ - КОМПОЗИЦИИ
Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд
...несопоставимые по сложности формы и содержания.
С ОБЫЧНОЙ ПОПСОЙ ТИПА ВОЛОГДЫ....

Я бы тоже согласился с такой классификацией. (кажется впервые я в чем то согласен с Анатолием, во блин - Ч У Д Е С А)...:ogo:
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Валентина

Не вижу никакого смысла в последней строчке опроса. Зачем эта "братская могила"?

Олег Петухов

Свою мысль о цельности авторского творчества Песняров считаю не столько бесспорной, сколько плодотворной. Анатолий вот берётся доказать на примерах, что Песняры могли быть чуть ли не хуже каких-нибудь "весёлых пустоцветов". А я на мероприятиях в нашем культурном центре включаю вещи Мулявина, Молчана, Катикова, Шарапова и, по-моему, убеждаю-таки слушателей в том, что и в 1990-е, и в 2000-е годы Песняры достойно продолжали своё большое дело. А те вещи, которые эту мысль не подтверждают, не включаю. И считаю такой подход более чем объективным. Дерьмо им и без меня найдётся кому подсунуть, а вот что-то хорошее донести... Судить нужно по вершинам. Рядом с песняровскими вершинами никакие эти совковые ВИА типа "Лейся, птица" и близко не лежали.
Песняры – это музыкальное мышление. Серьёзное и глубокое. Самостоятельное. Авторское. Если судить по вершинам.


"Популярные" ли песни "Александрина", "Олеся" и "Вероника"? Думаю, что нет. Когда "Песняры" выступали в нашем Павлодаре летом 1981 года, исполняли обрядовый цикл, четыре части из "Весёлых нищих"... Публика воспринимала всё очень внимательно. Но вот когда прозвучала ПОПУЛЯРНАЯ ПЕСНЯ – это был такой выплеск зрительского восторга! Причём это была и не "Вологда". Всё произошло, когда, завершая концерт "Вологдой", и когда Кашепаров затянул в последний раз про "резной па-ли-са-а-а...", музыканты вдруг выдали в качестве коды не привычный баянный пассаж, а... всем известные верасовско-ханковские трели...
Рядом с нами сидела большая группа девушек, они подскочили все, как укушенные, и принялись бить в ладоши и скандировать на весь хоккейный корт: "Ма-ли-нов-ку!!! Ма-ли-нов-ку!!!..."

А вы говорите: "Александрына"...

Олег Верещагин

В таком случае назовите хотя бы пару песен, кроме "Вологды", которые можно отнести к жанру "попсы".

Анатолий Вейценфельд

Цитироватьавтор оригинала Олег Верещагин
В таком случае назовите хотя бы пару песен, кроме "Вологды", которые можно отнести к жанру "попсы".

Олег, подставляешься!
Тут где-то Гладков уже набрасывал список.
Там и "Теща" была, и "Молодой агроном", и "до третьих петухов", и "Ленивый гном".
Это мы еще до "песни про Динамо" не добрались... :)

Олег Петухов противоречит сам себе:
"А те вещи, которые эту мысль не подтверждают, не включаю".
 
Так значит, есть такие вещи все-таки?!

"Судить нужно по вершинам".  
Так ведь об этом и речь! Но тогда говорить о "цельности и неделимости творчества" никак нельзя! Раз есть вершины, и есть "невершины", мягко говоря, - какая тогда цельность?!
Когда в репертуаре немалая доля вынужденных проходных вещей - тут, увы, цельности не получается. Другое дело, что все мы прекрасно понимаем, что да почему, и миримся с этим моментом.
"Песняры" бы ничего не потеряли, если бы процентов 15-20 их работ такого сорта просто скрыть от глаз людских - вот тогда бы цельность появилась.
Мулявин потому и возмущался Морозовскими изданиями, что туда включили много неудачных вещей. Фактически компроматных - кому это приятно?!
Если б судьбу знали заранее...

Анатолий Вейценфельд

Цитироватьавтор оригинала Валентина
Не вижу никакого смысла в последней строчке опроса. Зачем эта "братская могила"?

Валя, права на 200%!
Это не братская могила, а просто ахинея!
тем более она не имеет никакого отношения к теме сайта.
можно уверенно сказать, что в количественном отношении число поклонников БП в десятки раз превышает число поклонников ВИА п/у Борткевича и тем более госансамбля. И что тогда даст процент?!
"один конь плюс один  кролик"?

кстати, а вот прикольно было бы каждый из этих составов дать по отдельности - сколько за БП, сколько за ВИА п/у, сколько за госмальчиков!
А, Олег (Верещагин)?! Поголосуем? ;)
Если б судьбу знали заранее...

Олег Верещагин

Я, Анатолий, на провокации не поддаюсь. Вы и сами можете создать подобный опрос, но не рекомендую этого делать. Сами знаете, что тогда начнётся
:ssora:

Олег Петухов

Перебирая в памяти примулявинские диски ансамбля, к несимпатичной для меня "попсе" могу отнести как раз только пару песен: 1)"Я всё тот же", 2)"Слушай, тёща" с диска "Песняры 2001". А "Вологда", "До третьих петухов", "Молодой агроном" и "Слушай, тёща" (старый вариант, кашепаровский) - хорошие советские песни (есть такой жанр – советская песня: массовая, бытовая, лирическая, колхозная...). Чего их так уж лягать? Тоже факт культуры. И конечно, никаким "ребятам-пустоцветам" Песняры тут не уступают.
Хотя я лично песняровскими вершинами (и главными свидетельствами их цельного и самобытного музыкального мышления) считаю другие работы.

А вот в послемулявинских "П"-составах попсы уже невпроворот. И как-то это дело оценивать всё же надо.

padbiarez

Вось якая дзіўная рэч! Думаю, кожны з нас неяк падсьвядома здольны адрозьніць калі не папсу наогул ад, скажам, (умоўна!) не-папсы, дык, прынамсі, папсу якасную, годну, прафэсыйную ад "кабака", лайна, дзяшоўкі. І я таксама разумею, што ў 90, а тым больш у 80-я папса была, аднак у нечым прынцыпова іншая, чым цяпер. Не пабаюся сказаць: куды больш прафэсыйная папса была! Зараз -- самадзелка. малайцы камунякі! Гаўно (ізвяніце, дзевачкі!) непрафэсыйнае на сцэну не выпускалі. Таму тое, што ў рэпертуары "БП" адносяць да папсы, я такой усё ж не лічу. Таму што ставіць на адну дошку папсы "БП" і, да прыкладу, хама Філю -- не магу. Філя goes down у параўнаньні з тым жа Аверыным нармальнай папсовай арыентацыі. (Пра Дайнэку ваабшчэ, ІраДа, маўчу -- гігант!)

surgeon666

Корешъ, Толян неправ.

Толян не зрил в корень, а попса бывает (минимум) двух видов:

- типа фили - пошлая попса;
- типа Эллис - "прикольной" попсы или стёба.

Вологда есть стёб :)
Каждый умирает в одиночку...

Олег Петухов

Границу между попсой и не-попсой каждый по-своему проводит. Градский как-то сказал в беседе с Листьевым: "ПОПСА – это когда ПЛОХО. Когда ХОРОШО – это ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА".
Ещё вариант: попса – это когда на продажу. "Не продаётся вдохновенье, Но можно рукопись продать". Уважаем. Но когда "продать" – на месте "вдохновенья", то на месте "рукописи" – она самая.

В случае с мулявинскими Песнярами можно по другому противопоставить: не "попса – не-попса", а, скажем, культура – субкультура. Песняры и там и тут. Культура бывает большая, национальная. Субкультура – маленькая, местечковая. Советская песня – скорее, второе (хотя и здесь есть вершины). Ну и пусть, людям же нужно. Мне потому и захотелось вдруг вступиться за "Вологду" с "Тёщей", что о людях вспомнил.
Песнярам и за "худшее" спасибо сказать можно. А то смешно получается:
"Я эти "нетленки" ненавистные слушал-слушал, слушал-слушал... пока плёнка, наконец, не осыпалась!" :p:

Анатолий Вейценфельд

Есть другая формулировка, не помню автора:
"Блюз - это когда хорошему человеку плохо.
А попса - это когда плохому человеку хорошо".

Видимо, "надо думать о людях", "людям же надо" - это деликатное выражение второго варианта.

А насчет "спасибо Песнярам и за худшее" - сами песняры иного мнения. Во всяком случае, Яшкин, Мисевич, Бадьяров, Бернштейн, Демешко мне высказывали свое негативное мнение по поводу того, что им приходилось исполнять далеко не только те вещи, которые им доставляли удовольствие. Для профессиональных музыкантов это очевидно...
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

О людях - ничего плохого. Люди в данном случае - это те, кто воспринимают песни обычным способом, а не как упёртые меломаны-исследователи:gentleman

Олег Петухов

А помните, Анатолий, какую потрясающую дробь выдал Демешко в "Песенке о сказочном городе с будочником и волшебной дудочкой"?
Может и не нравилось Александру подобную прыть проявлять, но разве можно было быть злым и несчастным, если рождалась музыка
:flowers:

Fed

Vita brevis, ars longa

Анатолий Вейценфельд

Дробь не помню. Помню Влада, как он играл на флейте.
Что же до Песняров, то они тем и отличались от других, что не просто развлекали, а несли гораздо более глубокое содержание. И музыкантам важно знать, что их творчество понимают до последней ноты, а не просто выпивают-закусывают под их музыку или танцуют (то есть "воспринимают песни обычным способом")
Видимо, в этом - главное отличие легкой музыки от серьезной. А "Мулявин был серьезный музыкант" (И. Лученок)
А люди - что ж... Когда-то Шостаковичу сказали, что у него плохая музыка - ее нельзя насвистывать... "ЛюдЯм не нравица"!
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

Анатолий, я не имел в виду "выпивают-закусывают". Отца вспомнил, как он слушает "Берёзовый сок" и "Беловежскую пущу" и слёзы у него на глазах...

А меломанов упёртых осуждать и не думаю. Сам такой же и радуюсь общению с такими же на этом замечательном сайте.

Спасибо, Фёдор!

Анатолий Вейценфельд

#26
Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
Отца вспомнил, как он слушает "Берёзовый сок" и "Беловежскую пущу" и слёзы у него на глазах...

И вот именно таким методом Песняров превратили в исполнителей Вологды, Пущи и Белоруссии! Вы Олег, может, не в курсе, а Мулявин как раз очень переживал по этому поводу! Что им такое лицо для народа сделали. Может, и не хотели опошлить - но опошлили!

Как говорится в известном анекдоте: "классическая музыка состоит из 2 произведений - Танец маленьких лебедей и полонез Огинского".
А Песняры - это Вологда - для тех, кто слушает "нормальным способом". С чем нас всех и поздравляю!
Если б судьбу знали заранее...

Олег Верещагин

Ну что ж, друзья, можно считать опрос оконченным и подвести итоги, тем более так красиво получилось, что с учётом всех вариантов вышло всего 100 голосов, т.е. голичество голосов соответствует числу процентов по каждому пункту.
Итак, как и следовало ожидать, публике, посещающей этот форум, наиболее близки песни "Песняров" в стиле фолк- и арт-рок, включая крупные произведения. "Прогресиив-рок" песни тоже набрали много голосов, но, конечно, не сравнить с популярностью вышеупомянутых стилей.
Достаточно много голосов набрали популярные песни. Думаю, мало кто будет спорить с тем, что и так называемые популярные и патриотические песни исполнялись ансамблем очень красиво и оригинально, с большим отличием от остальных ВИА тех времён.
Вообще, суммируя итоги, получается, что наиболее интересный период в творчестве является где-то до 1985 года, что почти соответствует очерченному Фёдором при создании сайта периоду, его интересующего. Мало кому приходится по нраву более позднее творчество, как видно из опроса. Даже современное творчество последователей "Песняров" опережает период 90-х годов.
Что ж, остаётся только пожелать удачи и творческих успехов современным колективам. Также можно пожелать им обратить внимание на результаты этого опроса.

Анатолий Вейценфельд

Олег, я все же полагаю, что цикл по Бернсу, по Маяковскому и тем более казачий цикл значительно менее известны публике. Это не могло не повлиять на результат.
Хотя в целом итог такой, какой я и ожидал - хоть пари заключай. Так что все вполне логично выстроилось. Вот конечно, если бы участников было раза в 4 побольше - было бы интересней анализировать... Была бы более презентативная выборка.
Если б судьбу знали заранее...

Олег Верещагин

Значит, можно сделать ещё один вывод. Активных участников форума - 26 человек.
Вся дискуссия о Градском перенесена сюда.

Олег Верещагин

Вот какие данные приведены в еженедельнике "Аргументы и факты" № 31, 2004 г.

Какие музыкальные направления и стили вам нравятся?
Возможно несколько вариантов ответа
  • 57% - отечественная эстрадная музыка
  • 37% - народная музыка
  • 25% - классика
  • 25% - танцевальная музыка
  • 22% - зарубежная эстрадная музыка
  • 20% - бардовская песня
  • 17% - зарубежный и отечественный рок
  • 8%  - джаз
  • 11% - другое
[/color]
По данным опроса Фонда "Общественное мнение"