Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Песняры:Будем искать и экспериментировать-"Социалистическая индустрия", 15.11.75

Автор Олег Верещагин, 28 октября 2005, 23:01:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Статья

Их одиннадцать: Владимир МУЛЯВИН (руководитель ансамбля, режиссер, композитор, гитарист, солист-вокалист, заслуженный артист БССР); Владислав МИСЕВИЧ (саксофон, флейта, дудочка); Леонид ТЫШКО (бас-гитара); Владимир НИКОЛАЕВ (орган, тромбон); Анатолий ГИЛЕВИЧ (рояль); Чеслав-Виктор ПОПЛАВСКИИ (скрипка); Александр ДЕМЕШКО (ударник); Леонид БОРТКЕВИЧ (солист-вокалист); Анатолий КАШЕПАРОВ (солист-вокалист); Валерий ЯШКИН (лира) и пришедший совсем недавно в ансамбль солист-вокалист Юрий ДЕНИСОВ.
Их приглашают участвовать в спектаклях. Их снимают в кино. Их хвалят. Их предостерегают: не слишком ли много выступлений...


— Популярность пришла к вам после того, как в 1970 году . вы стали лауреатами IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. А что было до этого?
В. Мулявин:
Дата рождения ансамбля—сентябрь 1969 года. Началось все с армейской самодеятельности: большинство будущих «песняров» выходило на сцену в армии... К первому концерту готовились долго и тщательно. Прошел концерт успешно, и это ободрило нас.
— Основой своего репертуара вы сделали народную песню. Что определило ваш выбор?
В. Яшкин:
Народную песню мы облюбовали "не случайно. Почти все «песняры» играют на народных инструментах. Демешко — на цимбалах, Тышко — на домре, Мисевич — на кларнете. Кашепаров, которого все знают как солиста, баянист. Я тоже баянист... Так что в ансамбле собрались люди, знающие и, что особенно важно, любящие народное музыкальное творчество.
A. Демешко: Я родом из деревни. С детства полюбил ее песни. Они — мои. Народные песни чудесны. Иные почти не требуют обработки.
— «Купалинка», «Как я ехал к ней», «А в поле верба», «В земле наши корни», «Косил Ясь конюшину» и многие другие песни, спетые вами, получили вторую жизнь. Как вам удается подчеркнуть их прелесть, совместить развлекательность с серьезным отношением к ним?
B. Мулявин
(сердито, словно развлекательность — синоним пошлости): Мы не развлекаем. Наша цель — заставить думать над тем, о чем поется, полюбить то, что достойно любви. А народная песня достойна признания, и мы по-своему служим ей. Сегодня, будем откровенны, зритель, особенно молодежь, не очень тянется на концерты хора народной песни. Между тем в музыкальном фольклоре — мудрость человеческая, которая прошла испытание временем. Это классика. Она не стареет. Задача не в том, чтобы скопировать созданное народом и, предложив зрителю, воскликнуть: «Не забывайте своих корней!» Не кокетства ради взялись мы за народную песню. Прекрасно сознаю, что трогательно-сентиментальный репертуар может легко обеспечить аплодисменты зрителей. Но нам дешевые овации не нужны. Наша цель глубже. Мы стараемся постичь мудрость и прелесть, обеспечившие народной песне долголетие. То жизнестойкое зерно, пробившееся к нам сквозь годы, должно в ней остаться. От этого зерна мы и отталкиваемся при ее обработке.
A. Гилевич: Мы ищем пути показа песни с эстрады, пытаясь сохранить ее суть, ее душу. Уверены, что показывать ее надо современными средствами, современными инструментами. Они ближе зрителю, они, как несущая волна, которая, если уметь ею пользоваться, помогает достичь желанного берега.
— В свое время у вас было немало советчиков, призывающих не трогать народную песню, не играть с ней...
B. Мулявин:
Подобные советы я считаю снобизмом. Любовь, если она есть, должна стремиться продлить жизнь любимому существу. Нам хотелось и хочется показать народную песню тем, кто не подозревает сегодня о богатствах белорусского музыкального фольклора. Но прежде чем показать, надо найти. И мы ищем. Два года назад вместе с композитором Игорем Лученком ансамбль побывал в фольклорной экспедиции. Особенно много мелодии записали на Полесье. Поразительно живуче песенное творчество в народе.
А. Кашепаров: Это была замечательная поездка. Мы ходили по домам и просили спеть нам. И люди пели. Мать поет, потом дочь... Словно песня по наследству передается. И нередко с таким чувством, с такой внутренней силой пели уставшие — дело было в пору уборки урожая — женщины и мужчины, что прошибало до слез.
— В свой репертуар вы включили «Хатынь», «Балладу о четырех заложниках», «Аве Марию», другие политические песни. Они звучат рядом с народными. Чем объяснить такое соседство?
В. Мисевич:
Политическая песня своей общечеловеческой проблематикой, горячим откликом на злобу дня близка каждому и этим сродни, мне кажется, народной. Она несет высокие мысли, прославляет высокие идеалы и потому органично вошла в наш репертуар. Нужно только, чтобы тексты не били «в лоб», нужна настоящая поэзия.
— «Песняры» держатся на сцене очень естественно. Как вы режиссируете свои концерты? Как к ним готовитесь?
В. Мулявин:
У нас нет режиссуры как таковой. Может быть, это и есть своеобразный режиссерский прием... Едем в автобусе и нередко слушаем то, что только что пели (кто-то берет с собой магнитофон), обсуждаем. На репетициях я даю полную свободу творчеству ребят. Репетиция для нас — это поиск, эксперимент. Поиск новых форм выступлений, свежих музыкальных интонаций...
А. Демешко: Мне нравится та строгая взыскательность, с которой ребята оценивают свою работу. Недовольны мы каким-либо переходом, ритмом — песня на сцену не идет. Даже если репетировали до этого не день и не два. А наши репетиции длятся по двенадцать — четырнадцать часов... Далеко не все из того, что репетируется, слышит зритель. И еще у нас правило: не исполнять песен, хоть раз спетых другими...
Л. Борткевич: Когда Володя Мулявин пригласил меня в ансамбль, я довольно скоро ощутил, насколько дружны ребята, как преданы музыке, песне.... Мы поем и в этот момент живем песней. Это чувство объединяет нас и, мне кажется, рождает ответное чувство у зрителя. Иногда в начале концерта, посмотрев в зал, видишь просто любопытные глаза: человек пришел посмотреть на модный ансамбль. А потом этот «любопытный» забывает о своем настроении и начинает понимать, ради чего мы вышли на сцену.
— Вы побывали во многих уголках страны, за рубежом — в Польше, Чехословакии, ГДР, Швейцарии, ФРГ... Всюду признание, успех...
В. Мулявин:
Да, мы не можем пожаловаться на равнодушие любителей эстрады. Но хочется иметь свою аудиторию, своего зрителя. Не того, кого интересует автограф «Песняров», а того, который думал бы вместе с нами. Поэтому мы решили: не иметь «прохладных» выступлений, на любой сцене выкладываться до конца.
Цель наших поисков — добиться того, чтобы каждое наше выступление было в высшей степени современным, нужным, волнующим мысль и душу. Думаем ввести новые инструменты. Дома у меня лежат гусли, дудка, рожки. Им еще предстоит дебютировать в ансамбле. Много думаю я сейчас о свете, пытаюсь постичь его законы и возможности. Световыми эффектами пользуются многие. Есть они и у нас — в той же «Аве Марии», «Реченьке». Они подчеркивают некоторые интонации песни, усиливают их. Но это все, что мы берем от цвета. А хочется сделать его своим союзником. Есть определенный цвет у каждого звука. Какой присущ белорусской народной песне? Луч света — богатейшая палитра, и что из нее нужно нам, мы пока по-настоящему не знаем.
В. Яшкин: Кажется, перестань мы искать — исчезнут «Песняры». Рождение нового порой случайно. И все же закономерно. Скажем, пригласили нас в фильм «Мировой парень» — родилась песня «Березовый сок». Случайность? Отчасти. Но пригласили почему-то именно нас, и, хочется думать, не случайно.
Я не мыслю себя без «Песняров». От них ушел в аспирантуру режиссерского отделения ГИТИСа. Не мог дождаться, когда вернусь... Сейчас мы задумали большое полотно — одноактную оперу в семи картинах. Либретто по ранней лирике нашего главного песняра — Янки Купалы. Музыку пишет Мулявин. Боимся загадывать, но видится все до мизансцены. В общем, будем искать, экспериментировать...

И. СИМОНОВА,
инженер Минского тракторного завода.

Фото Ю. Иванова.


Прислал Иван Капсамун

_________________________________________________________________________________________

Для представления идеи, новостей товаров в интернете необходим сайт. Студия ИнКлаудс - создание сайтов для Вас и Вашего бизнеса.

Fed

ЦитироватьМы не развлекаем. Наша цель — заставить думать над тем, о чем поется, полюбить то, что достойно любви

классно сказано!
:appl:
Vita brevis, ars longa

Андрей Реп

А меня заинтересовала фотография. Качество газетного снимка конечно не очень, но Николаева с саксофоном видно достаточно хорошо. А вот кто стоит слева с гитарой? В тот период, на концертах, часто играл Поплавский, но здесь, из-за качества снимка, больше похоже на Гилевича (они оба очкарики). Я видел похожий номер на концертах 75-76 годов, Мулявинский хит - "Серёжки", только костюмы были другие, и у Демешко ударная установка была побогаче. Здесь, судя по костюмам и по составу, примерно, 74-й год.

Arkady

В 74-м они оба были в составе. Мне кажется, это Поплавский, хотя в интервью участвует Гилевич.

Fed

Действительно, фотография интересная!
я её как-то пропустил :molotok:

Гитарист, как мне кажется, всё-таки Гилевич (больше похож), но я не удивлюсь если поправят сами участники.
Так как бас-гитарист на заднем плане поразительно похож на Бориса Бернштейна :D
Vita brevis, ars longa

С.Кузнецов(Фристайл)

Да ну, Фёдор... Явно Тышко, с "Fender Jazz Bass", гитару узнаЮ по неповторимому силуэту. И костюмы именно те, что на миньоне с "Вологдой" или том, где они, шутки ради, поменялись инструментами.
С гитарой всё же Поплавский. Во-первых, такое было на фото с третьего диска ("Вологда"), во-вторых - Николаев-то не за клавишными, а фото явно с концерта, значит, Гилевич где-то там — не может же песня быть вообще без клавишных?
На звук и свет товарища нет (©С.Кузнецов, 1987)

Fed

Цитироватьавтор оригинала С.Кузнецов(Фристайл)
Да ну, Фёдор... Явно Тышко, с "Fender Jazz Bass",

само собой, Сергей, шутка юмора была :man:
Vita brevis, ars longa

DNP

А я и фотку, и статью хорошо помню с тех времен. Фотка по краям как бы растянута, больше справа, где Мисевич, да и Николаев. Потому и не все на себя похожи.
Поплавский и 12-струнная акустическая гитара  (надеюсь, это именно она) - вполне нормально.
Костюмы -  в апреле 74 на концертах еще были эти костюмы, которые на фотке (в одном отделении, в другом - белые костюмы)... А вот позже? "Беда" в том, что на концертах в двух отделениях были разные костюмы. Если эти костюмы всё-таки "дожили" до 75 года, то, соответственно, и фотка может быть этого времени.
Еще по фотке - не совсем правильно стоит Тышко, ему там в глубине сцены и петь не во что - микрофона нет. Тышко должен быть слева от Поплавского. Так что фотка хоть и концертная, но концерт не совсем правильный :). М.б. всё-таки какая-нибудь ТВ-трансляция?
Я чего-то другим последние дни озаботился. Когда, собственно, появилась акустическая 12-струнка? В декабре 74 она точно была, а в апреле 74? Кто-нибудь помнит?
И самое важное, это если дата правильная, то время прихода Денисова - всё-таки еще в конце 75.
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Андрей Реп

То, что Денисова взяли в Киеве, в 75-м, я знал с тех времён. Если кто вспомнит месяц, в котором Песняры выступали в Киеве, то можно будет более-менее точно определить время появления Денисова в "Песнярах". Была большая гастрольная серия концертов. Именно там, Денисова "подсунули" Мулявину, т.е. представили в кулуарах.
На концертах я видел Денисова несколько раз. Осталось впечатление, что поёт несколько крикливо, резковато. Видел его в "Мальвах" в 81-м, он естественно пел и играл на басу (по-моему, такой же Jazz Bass). Тогда хорошо было слышно, что их голоса с Дайнеко похожи, но манера пения совершенно разная. Тот концерт интересен был тем, что несколько номеров пел Борткевич, абсолютно позорно, под фонограмму. Народ свистел от души. Дело кстати было, в "Лужниках", а режиссёром этого позора, был Яшкин.

DNP

Андрей Реп
Чтоб не повторяться, про Денисова в форуме http://www.pesnyary.com/forum/forumdisplay.php?forumid=36  Песняры - форум > Материалы > Дискуссии о Песнярах и с Песнярами > Денисов Юрий  
и еще здесь http://www.pesnyary.com/forum/showthread.php?threadid=847 Песняры - форум > Материалы > Поиск песен > Дискография Бориса Крепака
Цитироватьавтор оригинала Андрей Реп
То, что Денисова взяли в Киеве, в 75-м, я знал с тех времён.
В те-то времена и я кой-чего знал :), а потом конкретные даты стали забываться, теперь восстанавливаю по новой. Сомнение было - начало 76 или всё-таки конец 75? Киев - понятно.
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Андрей Реп

Николай, спасибо за интересные ссылки. Когда читаешь "свидетельства очевидцев", то сами-собой всплывают из глубин такие подробности, о которых, казалось, напрочь забыл. Например, вспомнился номер, где Николаев и Мисевич дудели в два саксофона. Вспомнить бы ещё, что за песня?